Во второй половине XIX в. появился ряд новых художественных направлений. Названия, как правило, взяты из французского языка.
- Импрессионизм - (от франц. impression - впечатление), Зародился во Франции во второй половине 19 века. Он запечатлевает переменчивые оттенки света и цвета в природе, прозрачность и легкость атмосферы. В рисунке - это вихрь штрихов без четких линий, ограничивающих предмет (Мане, Моне, Ренуар).
- Экспрессионизм – (от франц. expression - выразительность), выражение взволнованного внутреннего мира художника, его состояния души с помощью красок. Поэтому цвета на картинах экспрессионистов соответствуют не столько увиденному, сколько ощущаемому. Характерны сильные маски, искажение, преувеличение формы и цвета (Мунк, Энсор, Кандинский).
- Пуантилизм – (от франц. pointiller – писать точками) разновидность импрессионизма. Способ письма - посредством мелких цветных точек, четких штрихов, достигается при этом особое ощущение света при взгляде на картину издали. (Сера, Синьяк, Кросс).
- Дивизионизм (от франц. divison – разделение), живописная система, основанная на методичном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксируются на полотне четко различимыми небольшими мазками (точечной или правильной прямоугольной формы) в расчете на их оптическое смешение при зрительном восприятии картины. Обладающая ярким декоративным эффектом система дивизионизма была разработана в 1880-е гг. французскими живописцами Ж. Сёра и П. Синьяком и широко использовалась мастерами неоимпрессионизма.
Играем в искусство: 5 интересных занятий, которые познакомят ребенка с художественными направлениями Быть образованным и интеллигентным значит обладать широким кругозором, развитой эрудицией и фундаментальными знаниями. Это все очень важно, но есть такие качества, которые выделяет человека на фоне остальных. Это умение разбираться в искусстве, тонко чувствовать окружающий мир и ценить прекрасное.
- Символизм - (от греч. symbolon - символ, знак) зародился в конце 80 – годов позапрошлого века как отклонение от точного изображения. Художники боролись за свое право на фантазию и свои особые представления о мире. Они изображали символические фигуры, цвета и особые орнаментальные элементы. Характерной чертой символистов является сосредоточенность автора на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных чувств и видений. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность идеальную сущность мира, художники-символисты отражали в своем творчестве тоску по духовной свободе и трагическое предчувствие мировых социально-исторических потрясений. ( Гоген, Чорленис).
- Фовизм – (от франц. fauve-дикий), французское направление в экспрессионизме. Картины фовистов играют яркими, резкими красками - голубым, розовым, пурпурным, независимо от того, как изображены в действительности (Матисс, Дерен, Дюфи).
- Кубизм – (от франц. cube - куб) отрицает изображение предметов в том виде, как мы их представляем, Он стремится найти способ выражения их сути. Кубизм низводит формы до основных геометрических схем, раскладывает предметы на составные части и объединяет их в абстрактное целое плоского декоративного изображения, трехмерный сюжет показывается в двухмерной плоскости (ранний Пикассо, Грис, Брак).
- Футуризм - (от лат. futurum-будущее), зародился в Италии. Художники этого направления стремились путем разложения предмета на отдельные изображения вызвать впечатления движения. Прославление динамизма века машин и городской жизни. ( У. Боччони, Д. Северини, К.Карро).
- Сюрреализм – (франц. surrealisme от sur - над, сверх) погружает в мир мечты и фантастических сфер подсознания, где нет логики и контроля разума. Этот вид искусства намеревался раскрепостить как зрителя, так и художника, используя мир неосознанного и подсознательного (Дали, Шагал, Эрнст).
- Примитивизм – (от лат. primitivus - первый, самый ранний) имитирует рисунки нецивилизованных племен или детские рисунки. Для картин этого направления характерна неправильная перспектива, плоскостное изображение предметов.
Классические направления в живописиВесьма часто нас охватывает искреннее недоумение, когда в музее или выставочном зале мы видим холсты с непонятно – невнятными изображениями, которым, к нашему превеликому удивлению придается тот же статус, как и работам «старых мастеров».
- Сюда же относятся «наивные художники», которые никогда не учились рисовать, но, тем не менее, ощутили потребность отразить свои чувства и воспоминания в трогательных произведениях. Их картины подкупают сильным чувством и искренностью, несмотря на детскую неловкость в технике (Пиросмани, Руссо).
- Пуризм – (от лат. purus - чистый) - направление геометрически абстрактного искусства, подчеркивает принципы простоты и целесообразности. Это – возрождение классицизма в современном виде. Отрицает излишнюю орнаментальность. Форма красива сама по себе, если она целесообразна. В рисунке это линейное изображение предмета без теней (А.Озанфан, Ш.Э.Жаннере (Ле Корбюзье).
- Социалистический реализм – художники представляли идеализированное видение советского общества и его лидеров. Они должны были проводить партийную линию (Бродский, Дейнека, Моор).
- Абстрактные картины изображают вещи, которые мы не видим, как, например, порыв ветра, равновесие мира или собственные невысказанные чувства и мысли. С помощью особых приемов художники переносят их на полотно. Таким образом, неконкретные вещи и проблемы становятся конкретными (Кандинский, Малевич).
- Концептуальное искусство. Художники этого направления придавали особое значение идеям, выделяющим произведения искусства как протест против коммерциализации мира искусств. Они часто использовали фотографии, текст и т. д. как документ о событии, а также для выражения каких – то идей (Арнатт, Берджин, Маклин).
- Есть и другие направления: Натурализм - это утрированный реализм, изображаются случайные детали, стремясь к крайней степени сходства. Декоративизм - приукрашенный реализм с искусственной компоновкой. Регионализм - реализм, детализирующий особенности национальной культуры, свойственной какой – либо местности. Офизм, дадаизм, минимализм, перфоманс, вортицизм, поп – арт, оп – арт, кинетизм тоже направления искусства.
В гости к пейзажисту. Дом-музей ПоленоваЕсть удивительная усадьба в Тульской области, в 130 километрах от столицы. Не похожа она на привычные дворянские постройки с колонами и анфиладами комнат. Кажется, чья – то невидимая рука разбросала среди соснового бора миниатюрные голландские постройки, напоминающие белоснежные пряничные домики с черепичными крышами.
Рисуем сами
А теперь задание, попробуйте вместе с ребенком нарисовать картину, которая бы вызывала вполне определенные чувства, скажем, восхищение окружающим миром. Или же изобразите всего одну эмоцию – удивление, не прибегая к реалистическому изображению, например, девочки, первый раз увидевшей солнечный зайчик.
Изобразите абстрактно. Получилось? Нет? Задание упрощается, нарисуйте свое настроение. Тоже не выходит? Оказывается, сложно передать свои ощущения через линии и цвет, не прибегая к реалистическому рисованию зрительных форм. Задача усложняется тем, что изобразить мысли, чувства и переживания надо так, чтобы у зрителя ваших работ возникали те же эмоции, которые испытывали вы, когда создавали свое «творение».
Теперь вы понимаете, что передать страх и радость, страсть и любовь через линию и цвет, весьма сложно. Ваш взгляд на современное искусство теперь наверняка изменится и позиция «так может каждый» растворится, возможно, вы и не признаете талант и мастерство за художниками нынешнего толка, но согласитесь с их правом на существование.
Марина Саватеева
Также по теме
24.09.2012
Зеленые площадки столицы
Сентябрь и октябрь - прекрасные осенние месяцы, когда природа дарит нам солнечные деньги и разноцветие природы. Отправляйтесь с малышом загород. Если нет такой возможности, то в парки, скверы и в старинные усадьбы.
13.02.2012
Музеи для любознательных
Обзор интересных музеев г. Москва.
20.09.2011
Интересные музеи Москвы
Есть в Москве ряд музеев, помогающих увидеть жизнь в разрезе, задуматься, над тем, что окружающая нас действительность это результат сложнейшего технологического процесса.