Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Весьма часто нас охватывает искреннее недоумение, когда в музее или выставочном зале мы видим холсты с непонятно – невнятными изображениями, которым, к нашему превеликому удивлению придается тот же статус, как и работам «старых мастеров».
Мы восхищаемся талантом и реализмом художников 15 – 16 веков и впадаем в легких транс от «артистов» кисти прошлого века. Как во всем этом разобраться? Почему в нашем храме искусств - Третьяковской галереи наравне с великими полотнами Боровиковского и Левицкого (еще секунда - и ты уловишь легкий вздох Лопухиной или почувствуешь запах пудры с волос графини Мнишек), висят работы Кандинского с присущей только ему названием картин «Композиция № 7» (он не только не «заворачивался» на реализме своих полотен, но не напрягался, придумывая название)?
Давайте попробуем разобраться в этом весьма любопытном вопросе. Гуляя по залам с детьми, рано или поздно мы услышим из их уст: «Мама, что нарисовано на этой картине?» Так будем же готовы ответить на все живописные «почему» подрастающего поколения.
Научимся «читать» картину - что же хотел сказать художник, какие способы для монолога выбрал. Анализируя полотно, за формой и цветом разглядим смысл сюжета, очертим композицию. Погружение в мир искусства, искреннее желание в нем разобраться, не останется безответным и обязательно затронет душу.
До 17 века существовало традиционное искусство, с сюжетами картин на религиозную тематику. Затем художникам пошли заказы от властей предержащих на увековечение важнейших исторических событий и портретную живопись. Постепенно общество демократизировалось, стали появляться картины со сценами из повседневной жизни, пейзажами и натюрмортами. Основным критерием мастерства считался реализм. Так понятно и вдохновенно развивалось искусство до 19 века. С развитием науки, техники и промышленности, с появлением нового социального класса – буржуазии меняется общество, это находит отражение и в живописи.
Если философски посмотреть на этот аспект, то появление новых художественных стилей в искусстве обусловлено отсутствием статичности в мире, все движется и развивается. Жизнь подобна раскачиванию маятника, и достигнув одной кульминационной точки развития, в живописи - это реализм, двигается к противоположной - к абстрактному искусству.
А тут еще подоспело изобретение фотографии. Художники стали задумываться, а стоит ли вообще отображать окружающий мир в искусстве таким, каким он есть?
Начав экспериментировать с новыми стилями и техникой, они объединялись в группы и обсуждали в них свои идеи. Мастера, имевшие общие цели, часто создавали свое движение. Так появились различные направления в искусстве.
Ниже перечислены основные стили, и ознакомившись с ними, вы сможете охарактеризовать манеру письма художника. Не забывайте, часто встречается смешение стилей. Художник в своем творчестве проходит самые различные периоды, пробует себя во всевозможных направлениях, испытывает влияние различных школ. Это хорошо видно по работам К.Малевича. Импрессионизм – неопримитивизм – кубизм – кубофутуризм – супрематизм, вот примерный творческий путь художника. Но не будем углубляться в стилистические тонкости, оставим это искусствоведам, мы же постараемся запомнить основные кульминационные направления живописи.
Для примера вспомним всем известный портрет Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Технический прием, используемый в картине размытый, нет четких граней, и благодаря этому создается ощущение взаимопроникновения отдельных образов композиции, гармоничного слияния человека и природы. Пристально, неотрывно смотрит Джоконда на зрителя. Ее спокойный взгляд излучает ум и волю, есть даже некое всепрощение. Улыбка притягательна, обворожительна и немного интригующая.
Пейзаж за спиной Джоконды выполнен в светлых тонах, словно является продолжением ее образа. Фигура девушки гармонично сливается с окружающим ландшафтом, что помогает выразить основную идею картины: внутренний мир человека многогранен, прекрасен и необъятен, как и мир природы. О картине можно говорить бесконечно, рассматривая перспективу, детали, игру света, сочетания тонов и полутонов.
Разногласий, что нарисовано на картине - девушка на фоне горного пейзажа, ни у кого не вызовет. Тем и хороши «старые мастера» - своей однозначностью. Нам остается лишь восхищаться их мастерством и талантом.