Мир древнерусских сказок – особая мифическая реальность, где нашли свое отражение быт и нрав, обычаи и верования наши предков. Волшебные герои жили не только в сказках, они были для наших предков реальны, и символизировали собой важные исторические и нравственные понятия.
Остров Буян. Предположительно так назывался нынешний остров Рюген, расположенный в Балтийском море. Важность этого места определялась тем, что там хранился камень Алатырь.
Камень Алатырь. Камень, существовавший по преданию еще до начала мира, содержал письмена бога Сварога. Под камнем лежала бесконечная сила всей русской земли, а из-под него вытекала живительная вода. Есть мнение, что Алатырь – это янтарь с Балтийского моря.
Иван-дурак. Герой многих русских народных сказок, отличавшийся сумасбродным характером. Он жил не разумом, а сердцем, поэтому его поступки казались порой нелогичными. Однако, не смотря на преграды и проблемы, которые он встречал на пути к своей цели, успех ему был гарантирован. Отчасти Иван-Дурак напоминает юродивых, которые почитались православными.
Баба-Яга (она же Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна). Самый популярный и древний во всех смыслах персонаж русских народных сказок. Багу-Ягу не стоит путать с ведьмой. Баба-Яга – сказочное создание, которое существовало на границе двух «пространств»: мира живых и мира мертвых. Она обладала огромной силой, а жила в опасном месте, в дремучем лесу, который люди издревле предпочитали обходить стороной.
Снегурочка стала образом чистоты, девичьей нежности и ранимости. Эта героиня сказок русского народа стала образом чистых духовных устремлений, самим духом или светлой душой. Воспринимать Снегурочку можно как и образ языческой богини Леды. Сама сказка о Снегурочке – иллюстрация представлений наших предков о том, что именно человек несет в себе потенциал творчества, любви и продолжения рода, а холодное не может созидать и рано или поздно исчезнет.
Банник. В бане жил банник (байник, боенник) со своей семьей. Это было капризное и ворчливое существо с непостоянным характером. Любил париться банник со всей своей родней после нескольких смен помытых людей, на пятом-шестом пару. Мылся он исключительно грязной водой. Для того чтобы задобрить банника в бане обычно оставляли краюху хлеба с солью и небольшой кусочек мыла. Кстати, сама баня была основным и главным лекарством для наших предков. Именно здесь человек смывал с себя и усталость, и невзгоды, и болезни. Вот из-за этого баню считали нечистым местом, где главными были потусторонние существа.
Бес (от «беда») Так на Руси называли злобных богов, которые населяли «опасные» и нечистые места: болота, дремучие чащобы, заброшенные дома. Бес мог стать невидимкой, обернуться животным или даже человеком и только хвост, который ему некуда деть, открывал подлог.
Жар-Птица выполняла в сказке роль берегини. Эта золотистого цвета птица символизировала солнце и творила добро, помогала людям и приносила им счастье и удачу.
Волк. Популярный персонаж русских народных сказок, волк, считался символом ума, хитрости и мужества.
Часто встречается в русских народных сказка также и
конь. Это животное являлось для наших предков незаменимым помощником в любых делах: и в хозяйстве, и в дороге, и на войне. Языческие боги представлялись не иначе как верхом на коне. Такие известные герои как Сивка-Бурка, Конек-Горбунок вступали в сказочном повествовании как помощники главному герою, проводники «на тот свет».
Деревья. Наши предки относились с большим почтениям к деревьям, особенно к древним. Лес, роща считались святыми местами. Дуб, который по преданию своими корнями держит небо, называли деревом Перуна. Береза считалась сильным оберегом, к ней обращались с самыми разнообразными просьбами. Дерево могло помочь излечиться от болезни и хвори, но вот большие деревья, каштаны, ели, не принято было сажать рядом с домами. В этом случае дерево заберет от человека жизненные силы и энергию.
Домовой. За порядком в доме присматривал домовой. При чем его поведение зависело от отношения к семье, населявшей жилище. Если домовому нравились жители дома, то он помогал им вести хозяйство, а вот плохих и недобрых людей, пугал.
Мороз. Зимней стужей повелевал Мороз. Наши предки представляли Мороза как старика небольшого роста, с белой длинной бородой. Где бы ни прошел Мороз, везде наступит стужа, реки покроются льдом, а в лесах затрещит стужа. Кстати, и традиционный Снеговик для наших предков был ничем иным, как символом уважительного отношения к Морозу.
Русалки. Воды рек, озер, прудов населяли русалки, в которых, по преданию обращались души утопленников. При этом в первые несколько лет, такая душа могла стать обратно человеком, если только кто-нибудь передаст ей крест. Традиционно праздником русалок считался Троицин день, когда эти мифические существа выходили из воды на землю, чтобы поиграть и порезвиться.
Сокол. Еще один важный персонаж древнерусских сказок. Люди в старину с большим уважением относились к этой птице, а молодых парней называли «ясный сокол» в знак их силы, энергии, мужественности.
Наши предки сочинили много сказок, где главными героями были животные, которые умели говорить и жили совсем «по-человечески». Такие сказочные сказания подтверждают мысль о том, в старину человек признавал и ощущал связь с животным миром, а самих зверей считал своими предками. В древнерусских сказках мы находим персонифицированные понятия о добре и зле, о вечных ценностях, встречаем трогательные женские образы, понимаем, как наши предки видели мир и людей вокруг себя. Тема символики русской сказки – неисчерпаема, и мы обязательно к ней еще вернемся.
Татьяна Акимова