Статус материнства высок и сейчас, а вот в прошлом он был еще более священен. Через материнство девушка становилась женщиной и реализовывала свое предназначение: рожать и воспитывать детей. Беременность и роды были наиважнейшим периодом в жизни женщины, который она проходила ни раз, и ни два. И безусловным авторитетом для беременной в те времена была повивальная бабка.
Значение слова повитуха происходит от глагола «повивать», который по словарю Даля означает «повить что-то чем-то, обмотать, укутать повязкой». Среди прочего это слово обозначало действия связанные с пеленанием младенца, обертыванием его в пелены, а сверху еще и в свивальник, чтобы ребенок лежал спокойно.
Исходя только из одного толкования этого слова, можно говорить о той роли, которую повитуха играла в жизни женщины. Так «повивальная сваха» покрывает молодую невесту, покрывает ей голову кичкой, головным убором который носили замужние женщины. «Повивать» как то ассоциируется со словом «повелевать» и, кажется не безосновательно. Повитуха согласно народной традиции должна быть посланницей Божьей Матери при беременной (и не только) женщине, могла не только принимать роды, по и давать советы по зачатию, а также крестить ребенка и давать ему имя.
Одним словом повивальная бабка встарь была и акушером и гинекологом и врачом и психологом в одном лице. Но вот странное дело: вроде бы на дворе не прошлый век и под стогом сена рожает значительно меньшее количество женщин, а от врачей, особенно в неофициальных беседах, беременные получают некоторые советы и рекомендации, сродни наветам повивальной бабки. И этот факт – лишнее подтверждение тому, что, не смотря на кажущуюся невежественность, народные приметы и суеверия находят порой научное подтверждение. Смотрите сами:
Раньше беременной женщине строго-настрого было запрещено смотреть на некрасивое и уродливое, на мертвых людей и животных. Для того чтобы родился красивым и пригожим, матери нужно было за километр обходить все объекты «некрасивости». Бытовала также примета о том, что на кого женщина посмотрит, ощутив первые движения ребенка в утробе, на того человека и будет похож рожденный малыш.
Впрочем, и сейчас беременным советуют концентрироваться на «прекрасном»: читать красивые стихи, приобщаться к искусству и к красотам природы. Ведь и официальная медицина признала, что на самом деле эмоциональное состояние ребенка в утробе напрямую связано с теми чувствами и переживаниями, которые испытывает сама мать. И конечно, позитивного настроя лицезрение экспонатов кунсткамеры не прибавляет.
Повивальная бабка занималась и планированием: могла предсказать пол ребенка без всяких современных методов ультразвукового исследования. Ну а что же врач? А он тоже не преминет окинуть своим взором беременную и сообщить со стопроцентной уверенностью, кто же родиться на свет: мальчик или девочка. Да и особо неискушенными пациентами ЖК особенно первое УЗИ воспринимается порой не как способ выявить возможные нарушения в развитии плода, а как средство узнать о его половой принадлежности.
После родов повитуха своеобразно обозначала пол ребенка, приговаривая «коня с седлом поймали» в случае, если родился мальчик или «поймали зассыху», когда родилась девочка. В современных роддомах также часто словесно «оформлять» ребенка: акушерка показывает родившегося малыша матери и просить назвать влух его пол.
Этот обычай берет свое начало в уверенности наших предков в том, что родившийся ребенок первое время после родов находится как бы между двумя мирами в опасном состоянии. Чем быстрее его очеловечат, тем скорее он будет принадлежать самой жизни. Поэтому пол ребенка проговаривали вслух, обмывали и одевали его. К слову сказать, и обычай постригать в первый раз волосы годовалому малышу означал его приобщение к миру людей, своего рода социализацию по внешнему признаку.
Русские обычаи устанавливали также и процедуру «выкупа» ребенка у повитухи. Через три дня после родов, когда у женщины заканчивался очистительный процесс, бабка покидала ее дом, получая при этом от матери подарки. Этот обряд назывался «размывание рук». После крестин ребенка выкупала у повитухи уже сама община. Обычай «выкупать» новорожденного символизировал также его переход к миру людей.
В роддомах также существует неофициальная процедура выкупа. Забирая родившую женщину домой, ее родня одаривает медсестру, порой даже ту, которая не принимала участие в родах, подарками: цветы, конфеты, шампанское или деньгами. Такая традиционная благодарность оказывается имеет свое определенное значение и воспринимается всеми как само собой разумеющийся факт.
Ведение беременности и родов в наше время в больше степени проходит под надзором врачей и, так же как и встарь, беременная женщина доверяет акушеру- гинекологу, так же как и ее пра-пра-прабабка вверяла свою жизни и жизнь будущего ребенка повитухе. Что ж «новое» как известно – это хорошо забытое старое. Хотелось только, чтобы хорошее старое не забывалось окончательно современными врачами, а было направлено на пользу будущей матери.
И кстати,
Сама беременность, роды и послеродовой период женщины в старину изобилует различными приметами и обычаями, которые так или иначе связаны с действиями повитухи. Справедливо заметить, что не всегда эти действия были безопасны и для роженицы и для ребенка.
- недоношенного или слабого новорожденного клали на деревянную лопату и трижды ставили под печную заслонку на слабый жар, как бы «допекали» младенца в печи.
- пеленать ребенка надо было первый раз в отцовскую рубашку. Так отец будет больше любить новорожденного, а младенец будет спокойнее себя вести.
- в символ очищения родительница дарила повитухе мыло и полотенце, а родня позже одаривала бабку деньгами.
Татьяна Акимова
Также по теме
17.03.2008
Подготовка отца к зачатию ребенка. Мужское бесплодие
Успешное зачатие, внутриутробное развитие, здоровье будущего ребенка в одинаковой степени зависит как от матери, так и от отца. В последнее время все большее число семейных пар подходят к зачатию осознанно, занимаются планированием своей семь и, всесторонней подготовкой себя на новую роль – родителей.
05.03.2008
Откуда берутся дети?
В очередной раз курсируя в необъятных просторах интернета, набрела на любопытную статью о плачевном демографическом положении России. Поскольку отношусь к этому вопросу не без интереса, решила углубиться в проблему и хотя бы немного разобраться в ее причинах.
14.07.2007
Диагноз: бесплодие
Если посчитать шансы среднестатистической здоровой пары, вероятность беременности в возрасте около 25 лет при регулярной половой жизни без использования контрацепции составит около 25% в каждом месяце года.