Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Я знаю одну очень интересную игру, в которой все её участники (взрослые и дети) непременно выигрывают. Бонуса два: разделённая друг с другом радость общения и яркие, запоминающиеся, а главное, живые фотографии. Название этой игры – детская репортажная фотосъёмка. Правила этого увлекательного действа просты. Вот они:
«Лови момент!» - девиз фотографа. Но заветное мгновение можно ждать долго и, так и не дождавшись, уснуть, например. Не изящнее ли сначала создать яркие сюжеты, а потом их сфотографировать? По-моему, это не только проще, но и интереснее!!! Тем более, когда речь идёт о фотосъёмке детей.
Максимально ярко дети раскрываются в игре, спортивных и творческих занятиях, общении, обучении (конечно, речь идёт об игровом обучении, а не о зубрёжке). Во время таких любимых ими видов деятельности малыши выражают самые непосредственные, неподдельные эмоции. Вам остаётся их только сфотографировать.
Фотографируя играющих детей со стороны, можно получить интересные снимки. Но если вы станете участником игры и будете фотографировать её как бы изнутри, с точки зрения её участника, то и ценители ваших фотографий смогут увидеть детей так, как будто сами играют с ними. А это очень интересный ракурс. Чтобы фотоаппарат не мешал такой игровой фотосъёмке, научитесь фотографировать навскидку, очень быстро. Современные фотокамеры позволяют это делать, благодаря быстрой скорости автофокусировки и большому разрешению матриц на цифровых камерах. Как количество мегапикселей связано с оперативностью во время фоторепортажа, спросите вы? Напрямую! В погоне за моментом вы можете не тратить время на выстраивание кадра композиционно, а сделать это после фотосессии при обработке фотографий, например, в программе Photoshop, скадрировав снимок заново (обрезав лишние фрагменты изображения). Это можно будет делать уже не спеша, учтя все законы композиции.
Дети реагируют на фотокамеру по-разному. Помню, однажды маленькая девочка, испугавшись одного только вида моего профессионального фотоаппарата (большого и черного), со всех ног побежала к маме, спрятавшись у неё под «крылышком». Иногда дети смущаются, чаще начинают позировать, что ещё хуже. В отличие от взрослых малыши прекрасно проявляют эмоции непосредственно (неосознанно). А вот когда они пытаются изобразить что-то мимикой и пантомимикой намеренно, получается, как правило, гротескно, натянуто.
Итак, со смущением, страхами и позёрством надо бороться! Как? Очень просто! Станьте интереснее фотоаппарата, захватив всё внимание детей своей персоной, предлагаемой вами игрой. Если у вас получится сфокусировать всё их внимание на этом, то сам процесс фотосъёмки автоматически станет для всех её участников чем-то второстепенным, как бы превратится в фон. Интересно, что элементы такого подхода можно использовать не только в фоторепортаже, но даже и в постановочной портретной фотосъёмке. Так, например, снимая портрет, я закрепляю фотоаппарат на штативе, готовлю его к съёмке и начинаю разговаривать с ребёнком, сидящим напротив меня о его любимых играх, блюдах, друзьях, мультфильмах, мечтах... Короче, подойдёт любая тема, которая цепляет моего маленького собеседника. Я почти целиком погружаюсь в наш разговор, за исключением указательного пальца правой руки. Он фотографирует. :)
Беспроигрышный вариант – сделать фотоаппарат частью игры, например, прятаться за него и выглядывать. Дети ухахатываются, а вы снимаете. Всем хорошо! Если контакт с ребёнком уже хорошо налажен, играем с ним в эмоциональные прятки. Выглядывая из-за фотоукрытия, показываем малышу каждый раз новую эмоцию. Если он её зеркалит, значит, вы находитесь на одной волне взаимодействия с ним. Можно не сомневаться, что в этом случае фотосессия удастся на славу!
Гармоничное взаимодействие нескольких детей в игре или другой деятельности – мечта детского фоторепортёра. Но наличие группы детей не является гарантией успеха. Скованность во вновь сложившихся группах и пресыщенность от общения друг с другом в компаниях знакомых – две распространённые крайности. В первом случае, мы коллектив сплачиваем. Психологи знают, что телесный контакт способен быстро пробить барьеры в общении. Поэтому в психологических тренингах столько прикосновений. Но не заставлять же нам детей обнимать друг друга?! Конечно, нет, потому как есть игры, в которых они это будут делать с удовольствием. Например, игра «Поезд». Кто будет паровозиком? А теперь вагоны, быстро цепляйтесь к нашему локомотиву! Крепко-крепко держитесь, чтобы в дороге не оторваться. А теперь покажите мне, как поезд гудит! Да разве так гудят? Поднимайте руку, как я! Взяли ладошкой ручку нашего гудочка (воображаемую, конечно). Ту-ту!!! Поехали! Какие станции встретятся на нашем пути? Да какие хотите. Я люблю фотографировать детей на станциях «Прыгалки», «Обнималки», «Пряталки», «Рисовалки»...
Драйва в знакомую компанию могут добавить соревновательные моменты. Например, задача: сфотографировать детей, изучающих географическую карту. Скукотища! А на карте изображены зверушки всякие, рыбки, птички. Затеваю с группой детей игру «Кто быстрее всех найдёт ...». Всё, эффект достигнут.
Если событие, которое надо фотографировать, проходит вяло, а его участники никак не могут раскрепоститься, то ситуацию можно переломить какой-нибудь неожиданной выходкой, фотографическим хулиганством. Однажды я снимал детский День рождения в магазине, продающем игрушки-полуфабрикаты. Дети должны были своими руками сделать себе мишек, наслаждаясь этим захватывающим процессом. Но как-то веселья не получалось. Видимо, наложились друг на друга сразу несколько неблагоприятных для детского праздника факторов: компания малознакомых детей, новая территория, сонный аниматор и т.д. И вот уже всё подходило к завершению, дети оформили свидетельства рождения своим мишкам, посадили их в коробочки в виде домиков и скучали. Фотосессия завершалась, так и не успев начаться. Ни одного удачного снимка! А что снимать было? Лица детей, выражавшие полную отрешенность? И тут меня пробило. Я привлёк внимание детей, просунув палец в окно одной из коробок-домиков, и как завоплю на весь магазин: «Ой-ой, меня мишка за палец ущипнул». Дети начали кататься со смеху, умоляя повторить. Моя фотовспышка едва успевала перезаряжаться (я работал тогда с отраженным от потолка светом). За 10 минут я перевыполнил план двухчасовой фотосессии по удачным снимкам. Да и дети оттянулись на славу. После этого прорыва психологической плотины они начали общаться друг с другом, играть, смеяться.
Фотосъёмка детей в игре, особенно когда ты сам включен в неё, очень захватывающий процесс. Даже погрузившись в него с головой, всё же необходимо помнить о двух важных задачах. Первая – это забота о безопасности всех участников процесса, в том числе и психологическая безопасность (предотвращение детских конфликтов, страхов, личностного дискомфорта). Ну и, конечно. не сбить с ног ребёнка во время передвижения, не ударить фотоаппаратом, не наступить. Это должно работать на автомате. И второе, о чем необходимо помнить: несмотря на то, что процесс общения с детьми такой интересный и захватывающий, получая безмерное удовольствие от общения и игры с ними, не забывать их… фотографировать! Фотографировать, играючи!
Очень многие родители обеспокоены - стоит ли давать ребенку смотреть телевизор, с какого возраста и какие программы? Многие из нас хотят его смотреть, но не хотят чтобы дети делали тоже самое: портили зрение, мало двигались и забивали голову бестолковыми рекламными слоганами. Однако реальность вторгается в нашу жизнь, не позволяя изолировать ребенка от "окошка духовного мусоропровода" .
Компьютер - это хорошо. Я в этом совершенно убеждена. Очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь. И отказываться от него по непонятным причинам мне не кажется разумным. Окружающая нас техника вообще окружена огромным количеством страшилок. Говорят о некоей непоправимой вредности остающихся в разогретой в микроволновой печи блюдах или о зомбировании 25-м кадром с телеэкрана. Но мало что может конкурировать по количеству находимого вреда с компьютером. Особенно, если речь идет о том, чтобы посадить за компьютер ребенка. Итак, чем же нас пугают заботливые доброжелатели?
В последнее время постоянно идут разговоры о том, что повальное увлечение детей компьютерами плохо сказывается на развитии детей. Мне хотелось бы привести одну из точек зрения на компьютеризацию жизни детей.