Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, неуправляемым? Возможно, он переживает кризис. Знание критических моментов в жизни своих детей позволяет пережить их менее болезненно и выйти из сложных периодов без потерь.
Кризис первого года - переходный период от младенчества к раннему детству. Этот возрастной кризис называют также кризисом становления ходьбы, речи и воли. Протест может выражаться в бурных проявлениях эмоций: громком крике, ребенок может упасть на пол, бить по нему руками и ногами. Такие действия направлены против запретов и отказов и если стиль воспитания в данной семье далек от идеала, то обстановка может накалиться. Задача взрослых - не допускать излишнего давления на ребенка и быть последовательными в требованиях, т.е. если что-то запрещаете, то без поблажек.
Вместе с тем маленькому ребенку нужны "кирпичные стены" - абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и строго соблюдаются всеми членами семьи (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.). Лучше просто убрать бьющиеся и опасные предметы так, чтобы ребенок не мог дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно. Мальчикам и девочкам с рождения (и до 4-5 лет) именно "кирпичные стены" могут обеспечить физическую и эмоциональную безопасность.
Кризис трех лет относится к числу самых острых. Ребенок хочет отделиться от родителей, осознает свое "Я". Самостоятельность, активность ребенка возрастают и если новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают кризисные явления. Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов.Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.
Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 - 4 года. Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же). При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите за стол любимого мишку и пусть малыш его кормит, но любимец хочет есть по-очереди - ложка ему, ложка Ване. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание. Для благополучного развития разговаривайте с ребенком, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
Кризис семи лет - психологи утверждают, что из всех возрастных кризисов этот наиболее спокойный. Происходит на границе дошколь ного и младшего школьного возраста. В этом возрасте родители относятся к ребенку дома как к маленькому, а в школе как к ученику, предъявляя к нему высокие требования (контролируй свое поведение на уроках и перемене, получай только хорошие отметки). Такая родительская тактика вызовет протест у ребенка.
Активно поощряйте и поддерживайте стремление малыша к новому, более "взрослому" положению в жизни, приветствуйте самостоятельность детей - это способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.
Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития, они сопровождают человека на протяжении всей жизни. Поэтому вооружитесь знаниями заранее и спокойно ожидайте неизбежного момента, чтобы встретить сложности во всеоружии. Помните, что именно Ваше понимание происходящих с ребенком перемен может значительно смягчить протекание кризиса. Вы обязательно поможете друг другу, если будете друг к другу внимательнее.
Когда ребенок с плачем просыпается от ночных кошмаров или отказывается от любимого блюда, мама реагирует на это с тревогой и волнением. Что же касается капризов, то они чаще всего вызывают у нее просто раздражение. Каприз (фр. - прихоть, причуда) - стремление детей, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста, добиваться чего-то запретного, недостижимого или невозможного в данный момент.
Мама – дула, папа – дулак!» Услышав такие слова от своего любимого чада в младшем возрасте, волей-неволей понимаешь, что если ты не пресечешь эти выражения в его лексиконе, то в дальнейшем они перерастут в нечто более серьезное и обидное. Увы, но малыши очень часто начинают произносить первые неприличные слова в возрасте от двух до трех лет. Обычно, они делают это абсолютно бездумно. С чем же это связано? Для деток такого возраста узнавание чего-то нового (в том числе и новых слов) - это еще один шаг вперед, к взрослению, а также, в какой то мере - новый этап развития.
Журнал "7+7-я", 2004 г.
Няня: - Ваша Юленька сегодня самую лучшую открытку нарисовала. Умница!
Папа: - Нет-нет! Хвалить ее не надо! (Разговор, подслушанный в детском саду)