Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Шестнадцатилетняя дочь однажды заявляет маме: "Себе ты купила босоножки за две тысячи, а мне всего за пятьсот рублей!" Мама в шоке: ребенок, ради которого она бьется, как рыба об лед, оказывается, ведет свои подсчеты и недоволен родительскими тратами: мама позволяет покупать себе австрийские босоножки, папа курит самые дорогие сигареты... Погодите отчаиваться и делать вывод, что вы вырастили чудовище.
Возможно, дочь невольно усвоила вашу собственную манеру называть стоимость вещи (разбитой автомобильной фары, к примеру), покупка которой вас безмерно расстраивает. А может, это бабушкины или дедушкины ахи и вздохи: "За сколько вы это купили? С ума сойти!" Дочке надо твердо, раз и навсегда дать понять, что она не имеет права и заикаться о родительских тратах.
Пожалуй, после таких заявлений подростку некоторое время вообще не стоит ничего покупать – ничего из того, чего желает его душа. Разразиться гневной тирадой, а назавтра забыть об инциденте будет неправильным. Вас серьезно оскорбили, вы возмущены, и дочь должна это понять. И ни в коем случае нельзя оправдываться: мне, мол, по рангу положено одеваться прилично, а дорогие папины сигареты не столь вредны для его здоровья, как дешевые. Не нужно прятать обиду и возмущение, но при этом все-таки попробуйте объяснить свою позицию.
То, что нам кажется очевидным, наши дети, растущие в другое время, среди других вещей и ценностей, могут искренне не понимать. Как это можно – пересчитывать деньги в родительском кармане, когда сама не заработала в жизни и копейки?! А вы подумайте, как. Это явно не случайные слова и не случайная претензия. Может быть, вы наконец-то, в кои веки, позволили себе купить босоножки подороже, а дочка давным-давно привыкла, что ей достается все лучшее, и не понимает, отчего маме вздумалось нарушить такой замечательный порядок.
Девочку из вещей в доме больше всего волнует зеркало, а мальчика вообще ничего не волнует, кроме компьютера, который должен быть на уровне и желательно со сканером и лазерным принтером. Поэтому детям, в особенности девочкам, непонятно, как можно предпочесть новую микроволновую печь новой осенней куртке. Дочь даже не о себе заботится – о маме, которая, как ей кажется, совершенно раздета...
Вспомним себя в юности. Нас ведь тоже совершенно не интересовало, какой плиткой выложена ванная, да хоть бы и клеенкой оклеена, а вот сапоги непременно должны были быть итальянскими и на каблуке не меньше 15 сантиметров. Дети не видят ободранных обоев, расшатанных рам, их не волнует, что холодильник, в котором хранится их йогурт, дребезжит и подтекает. "Вы что, купили новый холодильник?" – удивляется подросток, быстро смекая, что новых роликов ему в этом сезоне не видать.
Он может огорчаться сколько угодно. Не расстраивайтесь вместе с ним и не объясняйте побудительных мотивов. Не стоит растрачивать красноречие, убеждая сына или дочку, как необходим ремонт – тем самым вы как будто признаете свою вину. Родительские поступки, траты, предпочтения должны быть для ребенка табу. Он не смеет в это влезать, и обсуждать с ним правомерность покупок совершенно ни к чему.
Другое дело, что за большой покупкой можно отправиться дружно, всей семьей, и обязательно поинтересоваться мнением подростка. Кто вернее дочки подскажет маме, какой костюм на ней лучше сидит. А папа посоветуется с сыном ( или поиграет в советы) при выборе стиральной машины нового поколения или другой бытовой техники. Вообще ребенка надо хоть понемногу приучать заботиться о доме, об общих для семьи вещах. А то ведь зачастую подросток печется только о своем. "Мой плейер", "мой магнитофон", "мои диски", " моя тушь для ресниц", "мой фотоаппарат"... Если они испортились или потерялись – это драма, а что касается остального – тут хоть трава не расти. Ну, может, пульт от телевизора и видеомагнитофона ребенка и волнует, но уж никак не исправность стиральной машины или кухонного комбайна, который он походя ломает и ничуть не расстраивается при этом – ведь это не его вещь...
Любые родители рано или поздно сталкиваются с вопросом: как научить детей правильно обращаться с деньгами. Стоит ли давать детям деньги, какую сумму и в каком возрасте. Как научить чадо бережно относится к деньгам, правильно ими распоряжаться. Использовать ли финансовые рычаги в воспитании для поощрения и наказания (например, за помощь по дому или хорошую учебу). Можно ли использовать деньги как средство воспитания ребенка, развития его личности, воспитания бережливости, ответственности.
Я буду давать деньги своей малышке как только, она поймет, что это такое. Буду выдавать каждую неделю маленькую сумму, чтобы хватило на конфету или заколку. Я вижу положительные примеры этому.
Не считаю, что детям НАДО давать деньги, их можно дать, а можно и не давать. Я не помню, чтобы они у меня водились вплоть до поступления в институт, когда я стала получать стипендию