Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Об отношении к многодетным нашего общества, и не только об этом
Мне посчастливилось вырасти в семье, где родилось четверо детей с разницей в два-три года. Продолжилась семейная традиция: мой дед и его две сестры и брат, мой папа и его три сестры, я и три мои младшие сестрицы…
Мы все родились в восьмидесятых. Тогда многодетность как бы поощрялась государством. Моя мама мне рассказывала, что, предъявив удостоверение многодетной мамы, в магазине «Малыш» можно было купить пару распашонок и ползунков, одно полотенце, детские колготки; а беременные по справке из женской консультации могли себе купить платье «на животик». А реально, товар «выбрасывался» на полки магазинов и мои родители, как и любые другие советские мамы и папы, выстаивали огромную очередь. Помню купленные таким образом ярко-красные и желтые резиновые сапожки, у которых на подошве была выдавлена пятка. Четыре пары, мал мала меньше. На снегу оставались следы босых ног. Это тогда нам было весело и прикольно, а сейчас я подумала: символично.
Моей маме всю жизнь неслось вслед: «Нищету плодят…» Моя мамочка, моя дорогая! Я хочу тебе поклониться низко, до самой земли за то, что мы есть друг у друга!!! Мы разные, порой ссоримся и не сходимся во взглядах на воспитание детей, но мы все равно поддерживаем друг друга. Всегда. Как мне завидовала моя подруга-одноклассница, которая всегда приходила к нам играть, и даже обедала у нас. Она говорила: «Ты такая счастливая! У тебя целых три сестры, а у меня ни одной…»
Да, мои родители не были в партии, они не дипломаты и не чиновники. Они оба музыканты. Мы не могли дорого одеваться. Но моя мама так одевала нас, в сшитое и связанное ею, что окружающие все время спрашивали: «Где вы это купили?» Мама поразила меня тем, что ни разу не сидела с нами до года. Бегала на работу, в музыкальную школу, которая была недалеко от дома. «Вот, через три часа бежишь домой, а грудь уже начинает промокать, потому что кормить пора…» С нами всю жизнь жила бабушка, которая нами тоже очень много занималась.
Мой отец, чтобы прокормить нас всех, научился настраивать фортепиано. Это его хлеб по сей день. Я очень горжусь им, так как то, что он делает, он делает отлично. Благодарные клиенты передают его «с рук на руки». О своем папе я могу рассказывать долго, но сейчас не об этом.
А сколько в нашем доме было кукол!!! Ведь они всегда покупались в четырех экземплярах, чтобы мы не ссорились. Вот и было четыре куклы Ани с волосами разного цвета и в разных платьях.
Те, кто шипел вслед мои родителям злые слова, уже не узнают о том, что гораздо ужаснее нищета духовная.
Теперь я, не отступая от семейной традиции, стала официально многодетной мамой. Вообще, в моем понимании, многодетность начинается где-то с пяти-шести детей. Но, поскольку государство постановило: «с трех», то, значит, я таки-да, многодетная.
История сделала виток… Меня все с радостью поздравляли с первенцем. Когда узнавали, что мы ждем второго, почему-то начинали смотреть косо.
Будучи беременна третьим ребенком, я сообщала эту новость дозировано. Я человек нервный и мнительный, и слушать всякие выводы, типа: «Ты что, с ума сошла?» или «Вас научить предохраняться?», или, еще лучше: «Ты детей детства лишаешь!» я не хотела, но мне пришлось. Мои знакомые изощрялись в остроумии. Многие просто перестали со мной общаться, поскольку моя «многодетность» не вписалась в их жизненную философию.
Естественно, я стала задавать себе вопрос: «Почему?!!» По какому праву некоторые, так скажем, «товарищи» решили, что они лучше меня знают, сколько мне детей рожать? На каком основании мои малознакомые соседи делают выводы о моей умственной полноценности? И вообще, я же в их жизнь не лезу вот так, грязными сапогами…
Потом я стала обрастать броней. Я стала учиться игнорировать хамские выпады в свой адрес. Для полного счастья мне было необходимо приобрести уверенность в себе и в своей правоте.
Я нуждалась в моральной поддержке, за которой пришла на форум.
И, когда одна мудрая мама трех дочек мне сказала: «У тебя есть работа! Делай ее хорошо», - все встало на свои места! Действительно, я могу только своим личным примером показать, что многодетные – это не только нищие социально опустившиеся бомжи и алкоголики.
Мои дети сыты, обуты, одеты, у них много игрушек и хороших книг. Да, мы, наверное, не сможем позволить себе «спонтанную» поездку за границу. На нее нужно будет все же подкопить средств. Но я надеюсь, что смогу дать своим детям то же, что дали мне мои родители: любовь и уверенность в том, что есть дом, где тепло, где тебя примут любым, где тебя любят и ждут всегда. В нашем доме читают книги, смотрят хорошие фильмы, слушают музыку. Мы ходим в музеи и на выставки, с детьми – в кукольный театр и в цирк, они посещают группу развития…
Живу по совести и так, как мне подсказывает сердце. Ни у кого ничего не прошу, но помощь принимаю с благодарностью.
И еще об одном.
В нашей стране до сих пор не любят и не понимают «иных», тех, кто так или иначе отличается от большинства. Я верю в то, что эта привычка исчезнет вместе с отголосками Советского союза.
Но социальных гарантий, к сожалению, не прибавится. Мы можем рассчитывать только на себя, потому что, вряд ли что-то изменится в ближайшие 50-70 лет. Остается надежда, что наши дети будут жить лучше, чем мы.
Если бы у меня сейчас спросили, как у героини известного фильма «20 лет спустя», чего еще я жду от жизни, то я бы ответила: «Я хочу еще ребенка».
И теперь-то я в своей правоте уверена!