Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Это метод организации и выбора материала для изучения. Это НЕ способ изучения конкретного предмета, каковым является, к примеру, чтение по буквам или по слогам или по целым словам. Тематические занятия также редко используются как ЕДИНСТВЕННЫЙ способ организации и выбора материала, потому что в них самих не встроены механизмы систематизации по каждому предмету.
Итак, что такое "тематические занятия"? Это метод организации и выбора материала для изучения. Это НЕ способ изучения конкретного предмета, каковым является, к примеру, чтение по буквам или по слогам или по целым словам. Тематические занятия также редко используются как ЕДИНСТВЕННЫЙ способ организации и выбора материала, потому что в них самих не встроены механизмы систематизации по каждому предмету. Они хорошо работают для определенных видов связываний занятий по разным предметам, а также для поддержания работы ребенка в тех предметах, которые "сами по себе" его не заинтересовали. Удобны тематические занятия и как инструмент организации разноуровневой, индивидуализированной работы в группах. А теперь примеры по всем этим пунктам :-)
Скажем, выберем тему "лошади". Очень многие девочки от двух до ста двух лет любят "лошадок" и то, что с ними связано. Как можно использовать тему лошадей как инструмент организации тем для изучения данного предмета? Можно 1 - "плясать" от предмета в целом, то есть подбирать в каждом предмете темы, сильно связанные с лошадьми, или же 2 - более поверхностный способ - привязывать уже выбранные темы к лошадям.
Математика: Первый способ
Такие темы обычно находятся среди научных работ на тему. Второй способ
Но тут мы фокусировались на данном (кто дал? кому дал? :-))) предмете. А можно использовать тематические занятия и по-другому: выбирать проект на тему и делать то, что необходимо в ходе проекта. Например, можно взять на себя заботу о паре лошадей в убежище общества спасения - научишься много чему из разнообразнейших (как потом уже сможешь категоризовать) областей. Но тут ты строишь занятия, ориентируясь не на области знания, а на сам проект.
В чем организационная роль такого тематического занятия? Области тут вводятся на принципах АССОЦИАТИВНОСТИ - что с чем связано, что на что похоже. Иногда это могут быть коллекции, как у меня в примере под катом ("произведения, в которых использованы летучие мыши как метафора"). В чем-то похожую коллекцию на тему делаешь, например, в процессе подготовки обзора литературы к статье :-) Иногда это могут быть "цепочки связей", когда одно цепляет другое. Такой принцип подбора тем отличается от "иерархических" (как в обычных учебниках, например) по многим признакам. Скажем, дети обычно не могут сами строить следующий шаг в иерархических системах, потому что для организации системы нужно знать ее всю. То есть детям недоступно какое-либо участие в планировании пошаговой системы, где умножение дается на материале сложения, а степени - на материале умножения. Для такого планирования нужно знать и степени, и умножение, и сложение. А тематическое построение позволяет детям принять посильное участие в планировании, что очень важно для МОТИВАЦИИ. На мой взгляд, полезно иметь в своей копилке :-) и такой вот метод организации учения.
Вот что бы я сделала, почти бесплатно и особо сама не напрягаясь, с летучими мышами и девятиклассником:
Осторожней надо быть с чрезвычайно поверхностым пониманием такого метода. Пример из моего опыта: мы планировали летний математический лагерь, и для разминки тему "математика и баскетбол". Занималась этим учительница математики, аспирантка на педагогике, и баскетболистка - казалось бы :-) А предложила она вот такую "связь" - дети из двух команд по-очереди пытаются попасть в корзину, если попадают - команда получает право решить математический примерчик из списка и если решит правильно, ей идут очки. Хе-хе, где те примерчики и где баскетбол?
По каким критериям можно оценивать готовность ребенка к школе? Особенно это касается новой учебной программы 12-летнего образования, ведь 5-6 летний ребенок - это не 7-8 летний ребенок.
Исследования по индустриально развитым государствам показали удручающий результат. Может, надо вести речь не о кризисе детского чтения, а о трансформации?
6 сентября на XVI Московской международной книжной выставке-ярмарке во время Дня детской книги были торжественно вручены два специальных диплома победителям конкурса «Как я увлек ребенка чтением». Дипломы Федерации Интернет Образования за самую оригинальную и самую эффективную методику обучения чтению были вручены Владимиру и Майе Опаре и Наталье Воряховой.