У многих родителей есть правила насчет, медиа. Телевизор не больше часа в день, только после уроков, или когда гостей в доме нет - в таком вот роде. И у нас в доме сложилось правило на эту тему, особенно с ребёнком. Всё видео идёт в записи, никогда мы не смотрим прямые трансляции. Чем дальше, тем больше я убеждаюсь в удобстве и пользе этого правила.
Плюсы:
- Планирование содержимого.
Ребёнок обдумывает, что и как он хочет смотреть. С сотней каналов на спутнике, отбор информации особенно важен. ПЕРЕД тем, как начать смотреть, ты должен обдумать, что хочешь посмотреть. При этом информацию о том, что бывает, можно брать у знакомых, с интернета, в рекламе - но не внезапно переключая канал. Это ведёт к большей осознанности просматривания.
- Планирование времени.
Мне почему-то кажется жалким привязывать свою жизнь к просмотру программ. С видео, ты можешь смотреть то, что ты хочешь - КОГДА тебе удобно. Можно сделать паузу и пойти погулять - программа останется на месте. Можно перенести просмотр, если пришли гости или белочка к окну подбежала. Особенно это важно для сериалов.
- Объектификация.
Когда видео накапливаются, с ними можно работать, как с предметами - собирать, сравнивать, цитировать, перечислять, выбирать... Посмотреть вот именно ту серию мультика про пропорции в музыке и сравнить ее с тем эпизодом из "Алисы в Стране чудес". Такая работа с видео - чрезвычайно развивающее занятие.
- Выбрасывание рекламы.
Когда записываешь, можно пропустить рекламу. У нас цифровая запись на жесткий диск, там это особенно удобно - несколько кликов кнопки. Но даже в кассетном магнитофоне перемотка рекламы довольно удобна, по сравнению с просмотром ее.
- Повторения и анализ.
Иногда ребенку очень важно вернуться к видео, просмотренному года три назад, и вспомнить эпизод или персонажа. Младшим детям важно смотреть один и тот же фильм много-много раз, обдумывая детали, строя полную картину. Иногда можно делать паузу и рассматривать рамку, обсуждая её. Иногда помогает замедленный или ускоренный или обратный показ - анализ динамики или позиций, развития событий. Иногда помогает зарисовать ключевые моменты. Всё это невозможно в режиме реального времени.
- Коллекция.
Еще из детства я помню желание - посмотреть все-все мультики, скажем, "Ну, погоди!" Часто я смотрела телевизор в основном из-за того, чтоб не пропустить. Если помочь ребенку собрать коллекцию любимых видео, особенно серий - он спокойней относится к просмотру. Вот она коллекция, стоит, можно посмотреть тот или другой, сейчас или потом. Коллекции - один из важнейших психологических механизмов. Любовь к сериалам во многом построена на этом механизме. Хочется добавить ещё сериал в коллекцию, не пропустить. Если идёт всё в прямом эфире, то коллекция становится "безразмерной", ребёнку никогда не достаточно, потому что всё улетает в пространство. Если же собрать штук десять серий, скажем, про Волшебный Школьный Автобус (научный мультик для детей) - ребенок сможет смотреть уже эти кассеты, а не ждать нового и нового в определённое время по телевизору.
- Ожидание продолжения.
Ребёнок смотрит всё сразу, когда хочет - мне кажется, это сосание под ложечкой манипулятивного характера и стоит с детства учить брать такие штуки под свой контроль. Да, можно заглянуть в конец книги и прочесть, кто жив остался и чем кончилось. Можно прочитать её за одну ночь. Можно по диагонали скорочтением выудить нужную информацию за полчаса. А можно читать по главе в день перед сном. САМ решай, попробовав все способы. На свете очень много хороших книг и фильмов, гораздо больше, чем способов чтения.
В общем, видео даёт большее ощущение контроля, по сравнению с просмотром в реальном времени. А от контроля рождаются возможности развития.
Зачем смотреть видео вместе с ребёнком?
Лет до двух видео мы смотрели всегда вместе с ребёнком. Сто процентов времени. Я могла заниматься своим делом на двадцатый раз просмотра, но старалась быть в той же комнате. С двух до четырёх смотрели вместе все видео, а также каждую серию каждого сериала, первые несколько раз. Потом известные сериалы ребёнок смотрел сам, хотя я всё равно старалась хотя бы одним глазком глянуть на каждую серию. Полнометражные фильмы в первый раз - вместе. Решила записать, почему я считаю это важным:
- Чтоб знать интонации, ситуации, контексты мультиков - дети на них много ссылаются, и без подробных знаний ты просто не поймёшь, о чём это ребёночек. Потом можно очень эффективно использовать эти контексты в учении. Мультики имеют свой "язык", который родителям стоит понимать, причём язык Аниме отличается от языка "старых советских" или "классического Диснея".
Наверное, люди из этих соображений пытаются заставить детей читать те книжки, или смотреть те мультики, что они сами - уже смотрели и читали. Чтоб, значит, не надо было новое изучать самим.
- Чтоб суметь вовремя "подрулить" понимание ребёнка И своё, удостовериться, что вы с ним на одной волне по поводу морали и смысла фильмов, избегая отчуждения в семье. Это для меня очень большой непорядок, когда родители с детьми сильно не понимают оценки друг друга... Ужасно: "Да что ты нашёл в этой ерунде".
- Чтоб помочь ребёнку в его понимании фильма, если нужно, ответить на вопросы о каких-то непонятных словах и фразах, образах, ссылках, помочь найти информацию на интернете.
- Чтоб поддержать ребёнка эмоционально, если надо; устроить ролевую игру на тревожащие темы; просто подержать за ручку, если смотреть хочется, но страшно.
Мария Дружкова
http://www.livejournal.com/users/maria_d/
Также по теме
18.03.2004
Дитя и телевизор: держите дистанцию
Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач? В первую очередь это переутомление – самый очевидный, но не самый большой вред, который можно нанести малышу. Телевизионная программа – калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, разговоров о политике, выяснению отношений…
03.08.2009
Влияние телевизора на ребенка
Врачи настойчиво рекомендуют родителям следить за тем, чтобы их малыш проводил у экрана не больше тридцати минут в день. Как можно снизить негативное влияние телевизора на ребенка.
04.11.2009
Дитя и телевизор
С проблемами детской зависимости от телевизора легко справиться, если вовремя обратить на них внимание. Но еще проще не допустить их появления, а для этого нужно следовать несложным советам педиатров и психологов.