Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Как воспитать аккуратного и опрятного ребенка? Как приучить его к порядку? Когда начинать? Наверное, тогда, когда он лежит еще поперек кровати.
Потому что малыш с первых дней своей жизни впитывает ту среду, которая его окружает. То, что он видит вокруг себя, для него является нормой. Кроха заговорит на языке своих родителей. Если мама и папа одеты всегда пусть и по домашнему, но в чистую и выглаженную одежду, то кроха уже в два - три года будет морщиться, если ему предложат надеть мятую рубашку с жирными пятнами на груди.
Задача видится еще и в том, чтобы малыш выглядел всегда опрятным не за счет окружающих, когда мама или бабушка с готовностью ему протягивают чистые штанишки, после того, когда кроха на себя вылил компот, а за счет своих навыков и умений.
Мудро поступали Борис и Елена Никитины (родители семерых детей). Они приучали своих детей к самостоятельности, к уходу за собой, к аккуратности в тот момент, когда замечали первую попытку малыша что – то сделать самостоятельно. Кроха тянется за ложкой, хочет попробовать поесть кашу сам. Мама тут же вкладывает ложку в руку так, как принято ее держать и несколько дней отслеживает, чтобы малыш правильно держал ложку. Постепенно малыш учится есть сам, следя за тем, чтобы выходило аккуратно. Если кроха случайно что - то пролил, то он сам вытирает лужу. Для этих целей всегда лежала тряпка и стоял веник с совком в удобном для ребенке месте.
Взрослым проще что – то сделать самим, чем какое – то действие доверить крохе. Но если мы хотим воспитать в ребенке самостоятельность и полезные навыки по уходу за собой, по подержанию порядка и чистоты, то нужно находить время для этих действий. Показывать, как правильно держать веник, как сметать мусор на совочек, как закатывать рукава, прежде чем приступить к стирке носового платочка…
Конечно, сразу все идеально не получится и после крохи придется перестирывать и дометать. Главное, делать это в отсутствии ребенка, чтобы он этого не видел. Обязательно его похвалите, поддержите ласковым словом, он так старался, помогая вам! Цените это. Называйте его своим помощником. Нужно всячески поддерживать стремление малыша все делать самостоятельно. Если все же кроха совершил оплошность и она не преднамеренная, то посочувствуйте ему и скажите, что в следующий раз у него все получится. Ругать малыша можно тогда, когда он что – то делает плохое намеренно. И слова взрослого должны относиться не к ребенку, а к его действию. Мы осуждаем его поступок, а не его самого.
Те дела, которые мы доверяем ребенку, должны соответствовать его возрасту и умениям. Не стоит просить малыша вымыть чашку из тонкого фарфора, дорогую и ценную для вас, предложите для мытья ту посуду, с которой вам не жалко расстаться.
И, конечно, наш самый главный помощник – это игра. Через игру мы можем привить детям все необходимые навыки, научить выполнению их последовательности. Например, играя с малышом, можно разыграть сказку о трех медведях. В гости к мишкам пришла девочка. Гостья и мишки поужинали и готовятся ложиться спать. Сначала все чистят зубы, моют руки и лицо с мылом, вытирают полотенцем, затем идут к кроватке. Снятую одежду вешают на спинку стула… Пару раз мама играет за семью мишек, затем ребенок повторяет действия за мамой, потом сам пытается воспроизвести разыгранную мамой сказку уже самостоятельно. Игра превращается в урок по воспитанию полезных навыков.
Дети – это не запрограммированные роботы, и научившись какому - то действию, это не значит, что теперь они его будут воспроизводить постоянно. Когда захотят, уберут посуду в раковину, а иногда закапризничают и откажутся выполнять действие, которому уже научились. Нужно поступать по обстановке, чувствовать, что за причина отказа, чем вызвано нежелание ребенка.