Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Ни что так не помогает нашим нравоучением, как наглядный пример.
С самого рождения я прививала своим детям определенные нормы поведения и всегда их обосновывала. «Надо за собой убирать вещи и игрушки. Тогда в детской будет порядок, и вы всегда быстро найдете нужную вам вещь. И, согласитесь, так приятно смотреть на убранную чистую комнату. Глаз радуется, настроение поднимается!» - с разными вариациями говорила я.
Признаю, не всегда это срабатывало. Но тут пришлось нам плотно общаться с одной многодетной семьей. Они живут по своим законам, по своей шкале ценностей. В основу мировоззрения, наверное, можно поставить фразу «мне так хочется». «Мне хочется переодеться в гостиной, потому что идет интересный мультик, а в детской телевизора нет. Мне хочется поесть, и я буду есть из кастрюльки. Мне так удобно. И зачем еду перекладывать на тарелку? Зачем я выходные буду тратить на уборку квартиры? Лучше я съезжу в гости или покатаюсь на коньках».
Уклад этой семьи не плохой и нехороший, не лучше и не хуже, он просто другой, отличный от нашего. И то, что для нас является нормой, в той семье не имеет вообще никакой ценности.
Мои дети, когда бывают в гостях, отслеживают, что будет, если они не будут жить по той поведенческой программе, которую я в них закладываю с детства. Они видят результат и это лучше всех моих нравоучений.
Моя дочка давно просила дорогую электронную игрушку. Побывав в гостях и увидев самолично, как маленький ребенок по незнанию, по небрежности легко сломал планшет, который ему подарили, потом мне сказала: «Мама, ты правильно мне отказывала в дорогой игрушке. Любая игрушка должна соответствовать возрасту».
Сын, погостив пару дней, заценил размеренный и предопределенный порядок дня, тишину и покой. Он понял, что разговор на повышенных тонах, пусть даже и в позитивном ключе, «съедает» массу энергии, отнимает силы, заставляет находиться постоянно в напряжении и раздражает слух.
Слова «спасибо», «пожалуйста», «извините»… Это не дежурные слова, это слова показывающие уважение к человеку, некий смазочный материал, помогающий наладить отношения, слова, формирующие среду. Дети научились ценить слова, поняли, что можно обидеть пусть и ненароком не только словом, но даже интонацией. Они наблюли многие ситуации со стороны и отдали должное моей так часто повторяемой фразе: «Следи за речью». Это бесценный опыт.
Дочка, как будущая мама, отслеживала взаимоотношения родителей и детей. Она мечтала, что, когда она вырастит, у нее будет много – много детей. Теперь она задумалась. Поняла, что детей надо иметь столько, сколько ты можешь психологически потянуть, с каким количеством ты сможешь справиться. Дети – это не только большая радость, но и ответственность, это твое основное времяпровождение. Они требуют заботы, времени, приходится ущемлять свои желания, многим жертвовать во имя семьи.
Желание дочки иметь собаку тоже поутихло. Она посмотрела на семью, в которой две кошки, две собаки и аквариум с рыбками. Поняла, что собака, это не только игра, но ежедневные прогулки в любую погоду, с любым самочувствием. Это шерсть повсюду, это лай по поводу и без повода. Иметь живность - значит иметь ободранные углы, запах от кота или регулярное мяуканье от кошки. И шерсть даже на тарелках.
Поэтому, если ваше чадо о чем – то мечтает и вас теребит в надежде получить вожделенное, подумайте, может быть в семьях ваших друзей или знакомых, это вожделенное уже есть. Дайте ребенку понаблюдать за этим со стороны.
В доказательство правоты ваших слов, вашей воспитательной системы поищите негативные случаи и обратите на это внимание ваших детей. Возможно, этого будет достаточно. Малыш посмотрит и скажет: «Мама, а ты была права».