Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Всем известно, что воспитание – это по сути своей творческий процесс взаимодействия ребенка и взрослых, который безусловно должен приносить свои плоды. Мы ожидаем, что наши дети будут воспитаны разносторонне развитыми людьми, добрыми и справедливыми, увлеченными и счастливыми. А для того чтобы контролировать процесс воспитания существует множество педагогических методик, рассмотрим некоторые из них, простые и понятные в применении.
Дописать предложение
Использовать стоит скорее даже не предложения, а тезисы. Под тезисами понимают завершенное суждение на тему какого-либо вопроса или понятия.
Вы можете специально приготовить несколько карточек, где написать незаконченные тезисы-фразы, или можете провести тестирование устно в свободное время. Набор тезисов зависит от вашей фантазии, вот примеры:
- хорошая жизнь - это …
- мне (не)нравится учится – потому что …
- когда я вижу, что кто-то поступает плохо, я…
- я живу хорошо, потому что…
Такая методика поможет вам понять основную направленность личности. Главное, чтобы ответы ребенка были правдивы и тут не последнюю роль играет степень его доверия вам.
«С кем поделюсь?»
Метод, который так же называют, сферограмма помогает определить, чем ребенок особенно интересуется и в познавательном смысле, и в отношении духовных ценностей. Результаты применения метода также могут указать на то, кого ребенок считает своим близким другом, кому доверяет, а кто не входит в сферу его личного пространства. Суть метода в том, что вопрос «Чего я хочу?» предлагается в несколько ином варианте «С кем поделюсь?».
Для начала ребенку нужно предложить ответить на вопрос «Чего ты хочешь больше всего на свете?», а потом вопрос «С кем бы ты хотел этим поделиться?».
Незавершенный диалог
Метод , который помогает определить круг ценностных объектов, узнать, как ребенок реагирует на то или иное отношение к себе, как выражает свою реакцию. Фразы для диалога можно приготовить заранее, записав их на карточки, а затем разыграть диалог в импровизированной форме. Приведенные ниже примеры тем незаконченных диалогов, конечно же можно варьировать, добавлять в них что-то новое и корректировать в зависимости от целей воспитательного процесса.
- … Я нашла удивительный цветок! Никогда таких не видела»
- … ?
- … Я не знаю кого еще пригласить к себе на день рождения. Ты можешь мне помочь?
- …
- … Мне не хочется смотреть телевизор, я хотел дочитать книгу, она очень интересная.
- …?
- … Я толкнул нечаянно локтем твою вазу и она разбилась! Извини меня!
- ….?
Сказочный выбор
Метод, который обращается к воображению ребенка и помогает ему учиться находить решения для реальных ситуаций. Можно подготовить несколько листов бумаги, где написать начало сказки и попросить ребенка дописать ее. Конечно же этот метод легко видоизменить в составление совместной сказки, когда в творческом процессе участвует и ребенок и взрослый. Вот некоторые примеры сказочного зачина:
- «Однажды утром ты проснулся и обнаружил, что стал волшебником. Ты долго думал, какое же волшебное дело сделать первым. И вдруг ты вспомнил ….»
- «Во время прогулки по лесу ты вышел на цветущий луг. Решив собрать букет, ты вдруг обнаружил цветок невероятной красоты. Оказалось, что это Цветик-Семицветик! И вот оторвав первый лепесток, ты загадал…»
- «Тебе предстоит длительное путешествие, полное увлекательных приключений. Собираясь в долгий путь, ты долго раздумываешь над тем, что взять с собой. Багаж не должен быть большим и тяжелым. Итак, ты решил взять с собой…. потому что…»
Расставить по местам
Используя эту методику, можно понять, как ребенок распределяет социальные приоритеты в системе своих нравственных ценностей . Для этого ребенку предлагается список слов, которые он самостоятельно расставляет в той последовательности, которую выбирает самостоятельно. Интересно в конечном итоге узнать, что какие слова из предложенных ему ребенок поставит на первые места. Итак, для примера набор слов или даже скорее понятий: дом, хлеб, друг, школа, труд, искусство и т.к.
Можно предложить ребенку распределить эти слова-понятия рядом со словом «я». То есть выглядеть это будет так:
Я и …
Я и…
Я и …
Список можно наполнить различными понятиями, в зависимости от намерения раскрыть содержание тех или иных ценностных понятий.
В завершении хотелось бы добавить, что набор методик для определения направленности развития личности огромен. Родителям остается только выбирать тот или иной метод, что, впрочем, не исключает возможность творческого подхода. Экспериментируйте, но помните о целях воспитания : помочь ребенку стать полноценным и достойным человеком.
Навык словесно-логического мышления необходим ребенку для правильной формулировки правил и понятий. Уметь логически мыслить и облекать свои рассуждения в слова также важно и при решении математических задач, для правильного понимания причинно -следственных связей.
Ниже приведены несложные словесные упражнения, которые помогут вашему ребенку развить словесно-логические способности.