Вспомните, умеете ли вы легко и просто говорить «нет» на ту просьбу, которая вас не устраивает? Бывает так, что мы боимся спросить приятеля о деньгах, которые он нам задолжал или отказать подруге, которая просит дать поносить платье. Но почему же нам неудобно отказать в том, что нам не нравится, почему нам неловко сказать «нет»? Может поищем ответы в детской песочнице, когда мама правдами и неправдами пыталась сделать из нас нежадных детей, а вышло все боком, и мы стали расточительными и безотказными?
Ребенок в 1,5 – 2 года проходит важный психологический этап. Малыш начинает познавать свое «я» и его границы. И сразу возникает понятие «моё», которое определяет личное пространство ребенка, куда входят и люди, и предметы. Малыш сильнее прежнего начинает ревновать и эмоциональнее относится к людям, которые общаются с его мамой, папой и теми, кто входит в это личное пространство. Так же ревностно ребенок относится и к своим любимым игрушкам, которые он воспринимает как часть себя и не терпит посягательства на обладания ими от других детей. Надо понимать, что любимая игрушка ребенка – это больше чем просто интересная забава. «Своя» игрушка для ребенка эквивалентная чувству собственного достоинства и понятное дело, он всячески старается свое достоинство поддержать и не «уронить». И это вполне нормальное явление, оно не означает, что ребенок растет жадиной и собственником, а только то ребенок уверен в неприкосновенности своих личных вещей, и твердо верит в то, что без его согласия, ими никто распоряжаться не станет. Но в этом возрасте ребенок научился ассоциировать только себя со своими игрушками, а других детей с их же игрушками он пока не ассоциирует, вот поэтому малыш и пытается завладеть чужим добром. Важно на этом этапе дать ребенку представление о слове «чужое», то есть в разговоре с малышом говорить «это папино, а это мамино» и при этом не забывать добавлять «прежде чем взять, попроси у …».
Говорить «нет» ребенок учится примерно в этот период. В том, что это умение важно и необходимо мы уже убедились. Ну а что же обычно делает мама, когда у его ребенка в песочнице отбирают игрушку? А мама чаще всего заботится не об интересах ребенка, а о том, что о ней подумают другие мамы. Для ребенка все просто и понятно: на его игрушку позарился чужак. А мама, охваченная чувством вины перед свидетелями такой сцены, чаще всего испытывает стыд за своего ребенка и отдает его игрушку другому малышу. Понятие «собственность» подразумевает не только и не столько владение, сколько возможность и полное право распоряжаться по своему усмотрению тем, что имеешь. И если мама в первую очередь заботит то, как ребенок уяснит для себя, что нужно нести ответственность за свои же вещи, то вряд ли она станет переживать за то, что малыш не хочет поделиться своими игрушками. Не правда ли, стоит задуматься над тем, как мы ведем себя в таких спорных ситуациях, проанализировать ход мыслей и объективно определить, на чью сторону мы становимся в том или ином конфликте в песочнице.
Маме со стороны говорят: « Ну, как же, он ведь должен поделиться!». Во-первых, ребенок ничего и никому не должен, а во-вторых, посудите сами: вы отдадите ваше любимое дорогое украшение малознакомому человеку, даже если тот будет очень просить? Вряд ли. Так почему же надо считать, что для ребенка его любимая машинка менее ценна, чем для вас дорогое колье. И почему привязанность ребенка к его же вещам не считать достойной уважения и настаивать на «дележе»? А научить щедрости можно и нужно, только не стоит путать эти понятия с расточительностью и безответственностью, которые отчасти мы, и прививаем ребенку, когда настаиваем против его воли на том, чтобы он поделился игрушкой.
http://forum.detochka.ru/
Акимова Татьяна
Также по теме
01.08.2007
Психологическое содержание кризиса семи лет
Имея семилетнюю дочь и множество знакомых с детьми такого же возраста, я была удивлена: насколько однотипны жалобы родителей на детей. Кривляется, вредничает, препирается, капризничает ни с того ни с сего. Порой так и хочется дать любимого чаду в лоб.
23.07.2007
Кризис первого года
Кризис первого года – это первый кризис роста, с которым родителям приходится столкнуться во всех его проявлениях. Он обусловлен овладением ходьбой и появлением первых слов. Редкий ребенок начинает ходить сразу. Обычно этот процесс растягивается на несколько месяцев: от первых робких шагов за ручку и до «а попробуй догони».
19.04.2007
Детский бунт
Ребенок вышел из-под контроля? Не слушается, проявляет агрессию? Такое поведение малыша призывает родителей обратить внимание и адекватно оценить обстановку.