Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Зачем садик нужен маме, если она не может сама сидеть с ребенком или обеспечить себе устраивающую ее индивидуальную замену - я понимаю, так что ситуацию "деваться некуда" я не рассматриваю. В данном случае речь идет только о ребенке.
Итак, стоит ли отдавать ребенка в сад, если есть возможность оставить его дома?
Не нравятся мне сады именно тем, что в саду необходимо приноравливать свои потребности к расписанию, причем не к расписанию других людей, а к тому, что на стенке висит. Свою борьбу за право не спать днем я очень хорошо помню. Не знаю, до сих пор ли, но еще несколько лет после того, как я покинула садик, помнили и воспитатели. Я была несгибаема, и отказывалась даже делать вид, что сплю
Я очень не люблю что-то делать по режиму. Мои дети - тоже не любят. Чтение о проблемах со сборами в садик утренними, весьма усложняющими прохождение хронологических кризисов были для меня важным моментом в решении до трех лет о садике вообще не думать.
Для воспитателя это хорошо. А для ребенка и его мамы?
Я не могу себе представить свою нежную старшую дочь наказанной. Не шлепнутой сгоряча или обиженной на то, что ее не так поняли, а именно наказанной, сидящей на стуле или стоящей в углу. Я не могу себе представить свою рассудительную среднюю дочь, которой откажут в просьбе непременно добавлять к указаниям слово "пожалуйста", или в случае, если ее направление движения будет не соответствовать общему, в истерике оттого, что общее важнее и делать придется именно так.
У меня есть определенные правила в отношении еды, занятий, уборки... Они мне кажутся более правильными, чем те, что возможны в коллективе. Я компот из сухофруктов до сих пор пить не могу, и куриный суп не могу есть. Больше двадцати лет прошло после сада, а - не могу. Сейчас вот только-только начинаю потихоньку себя уговаривать и начинать их употреблять.
Дело не в том, что конкретный садик был плох. Дело в том, что в нем по определению невозможен индивидуальный подход, что там этот самый коллективизм и работа коллектива важнее, чем желания ребенка.
Занятия, которые проводятся с детьми, не настолько сложны, чтобы их не мог проводить любой взрослый. Рисовать, считать, читать вслух – разве этим нельзя заниматься с мамой или няней?
Зачем нужно приучать к коллективу? К чему заставлять малыша находиться отдельно от мамы, если он этого пока не хочет? Почему ребенка больного, напротив, никому не приходит в голову еще больше поместить в обстановку, здоровью не способствующую?
Коллектив - это нечто ужасное, что к нему надо так заранее приучать? А зачем делать это заранее? В школе дети полдня, причем большую часть времени они заняты организованной работой с учителем. В саду дети весь день, причем большую часть времени они заняты друг другом, организованные занятия коротки.
Приучать приходится только к тому, что неестественно, но без чего по каким-то причинам не обойтись. Но ни в коем случае не заранее! Проблемы нужно решать по мере поступления, а не на всякий случай. Мы не приучаем ребенка к бегу в три месяца, так почему его необходимо приучать к коллективу в три года?
Рассуждение: "В школе будет коллектив, может быть стресс -> давайте приучать к коллективу заранее, пусть этот стресс приключится пораньше" не кажется мне разумным. Ребенок будет взрослее. Он будет уметь и знать больше. Его нервная система будет боле развитой. Это окунание в коллектив ребенок перенесет намного легче, если он будет взрослее. По крайней мере, так я думаю по поводу всех остальных "приучений заранее" и не вижу причин для коллектива руководствоваться другими соображениями.
А общаться прекрасно можно и в других местах – в гостях, на прогулке, на даче. Другое дело, если никакой возможности организовать не-садовское общение - нет, но представить себе такую ситуацию очень сложно.
Садик по идейным соображениям - это откуда-то из утопических романов, где все дети общие, и воспитываются не семьей, а обществом. На радость, сами понимаете, именно обществу, а вовсе не маме с папой, которые про ребенка уже давно забыли и интересуются только общественным благом.
На моем профессиональном горизонте все чаще появляются семьи, у которых есть все возможности не водить ребенка в садик. Или жена совершенно не рвется работать даже «для души», а муж в состоянии обеспечить семью. Или бабушка готова посвятить себя внуку, или у родителей есть деньги на няню. Но… ребенка с трех-четырех лет все равно отдают в детский сад. Но малыш садик не любит, по утрам хнычет, жалуется, что его обижают, просится хоть немножко побыть дома. А другой идет без возражений, но часто болеет. А третий стал нервным, раздражительным, агрессивным. Я уж не говорю про гиперактивных детей, которых сейчас, к сожалению, все больше и больше. Для них детский сад — совершенно непосильная психологическая нагрузка. Но, когда заводишь об этом разговор, нередко наталкиваешься на стену…
Главное в философии Монтессори - ребенок с самого рождения личность, он не принадлежит и не должен ублажать ни родителей, ни педагогов.
Противники детсадовского воспитания до самой школы оставляют детей дома, а сторонники иной раз отправляют маленького в ясельные группы, буде таковые найдутся.