Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Как и все на свете, психика и ее развитие, подчиняется определенным законам. Эти законы касаются и детей, и взрослых, стариков и младенцев.
Впервые они были сформулированы Львом Семеновичем Выготским и привели к развитию представлений о том, что же происходит «внутри головы» ребенка. Вот его классические законы:
Собственно, на этих трех китах базируется вся современная детская психология и психология развития. Признание за детьми инкаковости мышления в результате их развития позволяет развиваться детям полноценно, в соответствии с требованиями их организма и не быть, в понимании взрослых «дураками» за то, что ребенок в два года не может по физиологическим причинам, завязать себе шнурки.
Кроме этого Выготский определил и четыре важнейших закономерности детского развития:
Общий подход Выготского к психологии развития, позволил выделить ему три группы периодизации, о которых мы поговорим позже. Пока же необходимо уделить внимание периодизации по самому Выготскому, которую он предложил на основе нескольких существенных особенностей этого возраста.
Кроме своей периодизация Выготский, благодаря широте своих взглядов, признавал и другие системы периодизации, таким образом он выделили основные три группы детских периодизаций.
К первой группе Лев Семенович отнес построение периодизации на основе внешних изменений, но связанных с самим процессом развития критерия, по которому меряется период. Классический пример -периодизация Заззо.
Ко второй группе относятся периодизации, опирающиеся на внутренний критерий. Примером этой периодизации может служить теория Фрейда о развитии детской сексуальности.
Наконец, к третьей группе Выготский отнес свою теорию и теории, которые говорят о каком-либо периоде на основании нескольких существенных особенностей.
Теорию Выготского о периодах развили его последователи – Алексей Николаевич Леонтьев и Даниил Борисович Эльконин, признанные «мастодонты» психологии развития. Но это уже другая история.