Календарь беременности
Введя в интерактивный калькулятор дату первого дня последней менструации, Вы получите таблицу своей беременности.
Развитие первый год
Введя в интерактивный калькулятор дату рождения Вашего малыша, Вы получите таблицу усредненных показателей нормы развития младенца до года по месяцам.
Давайте дружить

Впечатления и новизна как основные элементы развития детской психики

Если дать ребенку возможность развиваться беспрепятственно, то, по мнению ряда специалистов, он будет использовать возможности своей психики гораздо более продуктивно и станет более развитой, в психологическом смысле, личностью.
Впечатления и новизна как основные элементы развития детской психики

Однако термин «беспрепятственно» должен включать в себя и возможность знакомства с ограничениями и рамками. Знакомством с этикой и моралью культуры – а эти моменты почему-то зачастую выпадают из внимания мам, решившихся воспитывать ребенка в стиле беспрепятственного развития.

Периоды психического развития ребенка
Одним из самых известных советских ученых, разрабатывавших детальную систему периодизации детского психологического возраста, был Д. Б. Эльконин. Он развил имеющиеся идеи и представления и в 1971 году представил на суд научной общественности свой основной труд, где детально описал периоды развития детской психики.

Исследования на эту тему начались около ста лет назад, когда ученых заинтересовали возможности детской психики и что движет ей, психикой, в процессе созревания. Многие работы зарубежных авторов стали настоящими бестселлерами на наших книжных прилавках, однако незаслуженно оказались практически забытыми работы наших соотечественников. Так, например, всем известный «кризис трех лет» был предложен фактически Выготским, равно как и понятие «психологического возраста» (сейчас, впрочем, в обывательском смысле несколько отличным от его классического понимания). Он же обратил внимание и на то, что дети развиваются в определенно культурно-историческом контексте, опираясь на те знания, что предлагают им взрослые, формируя вокруг них среду. Его исследования были продолжены и углублены Леонтьевым и Элькониным, которые внесли свой вклад в понимание кризисов развития и существенно расширили понятие о периодизации детского возраста. Несмотря на то, что их научные интересы лежали в области периодизации, игр и развития ребенка посредством получения определенных «знаков» и «символов» от взрослых, все эти крупные исследователи психологии развития отмечали и важность новых впечатлений, не вдаваясь, однако, в исследование этой темы глубоко.

Действительно крупным советским ученым, глубоко затронувшим эту тему, является Лидия Ильинична Божович, которая исследовала личностные аспекты психического развития детей и эмоционально - потребностную сферу. И если эти термины были объяснены и им было отдано важное место в развитии еще Д. Б. Элькониным, то она посвятила свои научные труды доказательству существования у человека потребности в новых впечатлениях. Именно эта потребность, считала она, является определяющей для развития любой личности. Потребность эта в нашу психику встроена в виде ориентировочного рефлекса, который в эту потребность затем и «трансформируется». Для того, что бы удовлетворить эту потребность, являющейся природной, необходимой для выживания как отдельной особи, так и всего вида, необходимо подражать, формируя новый условный рефлекс. Собственно, воспитание и является формированием условных рефлексов – мы требуем от детей выключать свет, смывать в туалете, здороваться со старшими, доводя это все до уровня автоматизма. Сокращая, тем самым, время, которое требуется ребенку (а затем и взрослому), для осуществления некой стандартной операции. Страшно подумать, во что превратилась бы наша жизнь, если бы мы думали над каждым своим действием, не оставляя возможности для облегчения своего существования путем использования рефлексов.

Возрастные новообразования. Что такое «психологический возраст»?
Наверняка каждый хоть раз в жизни успел пройти какой-нибудь тест на определение психологического возраста. Однако смысл этого понятия для большинства проходящих этот тест остается размытым и подразумевает под собой чаще некое состояние психики (зачастую связанное с депрессией или общей утомленностью), чем реальное определение, связанное с психологией.

Итак, ориентировочный рефлекс является необходимым минимум для развития ребенка. Для того, что бы удовлетворить потребность психики в реализации этого рефлекса, ребенок должен в новой ситуации усвоить подражание и усвоить некий социальный опыт. Из усвоение этого опыта (то есть реализации ориентировочного рефлекса) развивается общение и привязанность к взрослому – уже как к источнику новой и старой информации. Важно, что на этой же базе основывается и интересы и склонности ребенка. Отдельно отмечает психолог и тот факт, что ни одно воздействие на личность ребенка не будет эффективным без элементов новизны.

Таким образом, для того, что бы увлечь не только младенца, но и подростка, чем –либо необходимо добавлять интересное и новое, что будет ребенка впечатлять. А эта задача – одна из самых сложных в педагогике, и неважно – «домашней» или школьной.


Кристина Вязовская

Также по теме
Законы психического развития ребенка, кризисы психологического развития ребенка
Как и все на свете, психика и ее развитие, подчиняется определенным законам. Эти законы касаются и детей, и взрослых, стариков и младенцев.
Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста (от трех до шести-семи лет)
Вот ваш малыш минул кризис трех лет и вышел из него новой личностью . что будет происходить с ним дальше? Как он будет взрослеть и чем заниматься?
Особенности психического развития ребенка в раннем детстве (один-три года)
Период раннего детства для психического развития ребенка не менее важен, чем предстоящий ему период младенчества. Как и в младенчестве – все в этот период начинается впервые: и речь, и осмысленная игра с несколькими предметами, и общение со сверстниками, и первые представления о себе, как об отдельном субъекте, впервые появляется представление о мире и впервые же ребенок соприкасается с его безразмерными размерами.  
 
Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|
Защита от автоматических сообщений
 
Наш форум для родителей
Обсудить любой вопрос, связананием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Статьи
Отвратительная формулировка, из которой сразу понятно, что читать скучно, нудно, отвратительно, нравиться не может, так что надо заставлять.
У меня есть замечательная коллега (вообще, они у меня все замечательные), которая, увидев меня как-то утром в коридоре, произнесла: «Тамара, ты такая счастливая, что тебя прям убить хочется».
Отличие мотивации от силы воли прекрасно иллюстрирует ситуация: утром мне надо встать на работу...