Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Много статей написано о возрастных кризисах, наиболее широко описываются обычно подростковый и кризис 3-х лет, но почему-то все забывают о том, что один из самых сложных и переломных моментов в жизни ребёнка – это период поступления в школу, с которым связан кризис 7-ми лет.
Психологи рекомендуют отдавать ребёнка в школу не ранее 7 лет, и это связано с психологической готовностью к школе. Многие родители ошибочно считают, что готовность к школе заключается в умении читать, писать и складывать числа, но это не так. Наличие некоторых академических знаний не только не помогают ребёнку адаптироваться к школе, но и, зачастую, мешают, ведь он шёл в школу за новыми знаниями, а вынужден слушать и учиться тому, что уже давно умеет. Как результат – школьник разочаровывается в учебном процессе, начинает скучать на уроках и процесс адаптации к школе проходит крайне тяжело.
Психологической готовностью к школе является комплекс новообразований, позволяющий ребёнку получать образование, соответствующее нормам современной школы. Важно, чтобы к поступлению в первый класс у ребёнка были сформированы:
Произвольность является важнейшим показателем психологической готовности к школе. Это означает, что ребёнок научился следовать правилам, действовать по образцу, способность контролировать и корректировать своё поведение в соответствии с установленными правилами. Формированию этого важнейшего новообразования является ведущая деятельность дошкольника – игровая деятельность. Принимая на себя определённую роль и играя в неё, ребёнок учится выделять некие правила и следовать им, осознанно управляя своим поведением.
При переходе из дошкольного возрастного периода в период младшего школьника меняется и ведущая деятельность: из игровой она превращается в учебную. Самым лёгким способом определить готовность ребёнка к школе в домашних условиях является простой вопрос: «Ты хочешь в школу?». Если ребёнок отвечает «да!», значит, готов.
Почему так важно определить, готов ли ребёнок из дошкольника превратиться в школьника? Потому что именно от этого будет зависеть прохождение кризиса 7 лет и адаптация к школе. Деткам, не готовым к такому сложному переходу, адаптироваться будет крайне тяжело.
К 7 годам ребёнок начинает активно стремиться к тому, чтобы быть похожим на взрослого. Разумеется, кульминацией этого стремления станет подростковый кризис, но и с поступлением в первый класс ребёнок понимает – он становится взрослее. У первоклашки появляется масса новых обязанностей: он должен ежедневно посещать школу, выполнять домашнее задание, слушаться учителя, соблюдать дисциплину во время учебного процесса. Более того, у ребёнка появляется широкий круг социальной коммуникации, и большинство из его нового окружения – дети, тоже переживающие кризис. У них тоже поменялся режим дня и появились новые обязанности.
Нередко во время кризиса 7 лет детки начинают сравнивать себя со сверстниками, кривляться, пытаться выглядеть лучше в глазах взрослого, ябедничая на остальных. В кризисный период первоклашки становятся очень утомляемыми и раздражёнными, плаксивыми, капризными, иногда – агрессивными. Все эти признаки говорят о том, что кризис наступил.
Родительская поддержка очень важна в этом непростом для ребёнка периоде, хоть у первоклашки и появляется новый авторитетный взрослый – классный руководитель. Родители должны с пониманием отнестись к тому, что иногда авторитет учителя будет перевешивать родительский авторитет, это нормально для данного возрастного периода.
Очень важно много разговаривать со школьником, узнавать о его чувствах и переживаниях, соматических проявлениях. Если ребёнок катастрофически перестал высыпаться, постоянно сонный и утомлённый, стоит поговорить с учителем о возможности некоторое время приводить его ко второму уроку. Не во всех школах это возможно, но часто психологи и классные руководители, понимая специфику адаптации к школе, идут навстречу маленькому ученику. Также, если родители замечают повышенную усталость у ребёнка, можно договориться с администрацией школы об освобождении первоклашки от не самых важных предметов – например, хореографии или вокала. Не бойтесь, что ребёнок не научится петь, в данный момент для него гораздо важнее отдохнуть лишние 40 минут или побыть это время с родителями.
Не стоит перегружать первоклашку дополнительными занятиями, кружками и секциями. Всё это успеется, когда адаптация к школе будет успешно пройдена. Сейчас самая важная задача – не убить в ребёнке желание учиться. Поднимайте его самооценку, хвалите, много хвалите школьника – лишней похвала не бывает. Также, что особенно важно в современных реалиях, объясните ребёнку, что оценки не являются мерилом его «хорошести». Плохие отметки не будут катастрофой, любой человек имеет право ошибаться и не понимать что-то, но при этом, несмотря на любую, даже неудовлетворительную оценку, ребёнок всегда будет оставаться хорошим и самым любимым для родителей ребёнком. Это – то знание, которое каждый родитель должен донести до своего первоклашки, чтобы избежать пониженной самооценки и синдрома отличника. Психологическое здоровье гораздо важнее, чем 5 по математике.
По каким критериям можно оценивать готовность ребенка к школе? Особенно это касается новой учебной программы 12-летнего образования, ведь 5-6 летний ребенок - это не 7-8 летний ребенок.
Чтобы кризис 7 лет протекал безболезненнее, спросите у самого ребёнка, какой распорядок он хотел бы. Обязательно оставьте время на отдых и игры – хоть у первоклашки и появилась новая социальная роль, желание играть пока никуда не исчезло, просто отошло на второй план.
Не принуждайте ребёнка делать то, что он не хочет, сделайте так, чтобы он захотел. Именно в этом и заключается искусство воспитания – ребёнок должен хотеть жить по тем правилам, которые диктует ему жизнь. Дайте первоклашке больше свободы, позвольте ему выражать своё мнение, спорить, отстаивать позицию – это будет являться ресурсом для его дальнейшего развития.
Меньше критикуйте, больше хвалите, учите ребёнка замечать собственные достижения и изменения в учебной деятельности. Такая учебная рефлексия впоследствии станет базой для формирования важнейшего новообразовании в подростковом возрасте – чувственной рефлексии.
Как и в любом возрастном и жизненном кризисе, самое важное – внимательность и поддержка родных. Если родители тщательно выбрали школу, установили контакт с классным руководителем, много общаются и разговаривают с собственным ребёнком, выслушивая его, понимая и поддерживая, то особых проблем с адаптацией к школе не возникнет. В любом случае, помните, что Вы всегда можете обратиться за помощью к квалифицированному психологу, который поможет справиться с трудным возрастным периодом и подберёт индивидуальную стратегию поведения, исходя из особенностей семьи и социальной среды.