Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Зачастую родители испытывают тревогу, при виде у своего крохи леворукость. В сознании многих эта особенность ассоциируется с трудностями в обучении, некрасивым почерком или даже патологией. Но это не недостаток, а важная индивидуальная особенность!
На сегодняшний день леворукость является нормальным явлением и встречается у каждого седьмого ребенка.
В первые два года жизни практически все дети являются амбидекстрами, то есть при выполнении каких-либо действий они активно задействуют обе руки. По мере взросления этот «навык» теряется, ребенок становится правшой или левшой. Но заметить какая рука ведущая можно гораздо раньше – в четыре месяца. В этот период малыш утрачивает врождённые рефлексы и начинает совершать действия ручками более осознанно.
Понаблюдайте за его манипуляциями. С большой вероятностью кроха будет делать хватательные рефлексы ведущей рукой. Можно посмотреть, какой рукой он интенсивнее хлопает в ладоши или громче стучит погремушкой.
Замечать первые признаки леворукости у ребенка близкие могут с малого возраста, но окончательные выводы о его индивидуальности можно делать только в 5-7 лет. Тогда он более интенсивно пользуется левой рукой, чем правой. Но бывают случаи, когда к 12 годам все меняется. Это обусловлено гетерохронностью (неравномерностью) развития мозга. Именно в это время связи между полушариями устанавливаются окончательно, поэтому за детьми нужно внимательно следить по мере их взросления.
Провести диагностику ведущей руки в более осознанном возрасте можно, если попросить чадо выполнить любые поручения. Например, полить цветы, поскакать на одной ноге, толкнуть палкой мячик, послушать ушком или протянуть руку для рукопожатия. Если производить движения он будет левой рукой или задействовать левый парный орган, то возможно он левша. Также выявить ведущую руку можно, при складывании рук в замок или скрещивании их на груди. В первом случае большой палец ведущей руки будет сверху. При скрещивании главенствующая рука будет лежать поверх пассивной.
Более достоверными являются задания на одновременные действия обеих рук. Попросите ребенка изобразить геометрические фигуры. Движения, производимые ведущей рукой, будут замедленными, но проведенные линии более четкими и ровными, углы не сглаженными, точки соприкосновения не разведенными. Чтобы определить более четко нарушения форм и пропорций фигурок, изображенных не ведущей рукой нужно выполнять тест с закрытыми глазами.
Чтобы помочь чаду справится со сложностями и правильно адаптировать его к жизни следует приложить достаточно усилий. Но ни в коем случае не идти против природы, стараясь его изменить. Многие знают, что раньше левшей пытались подстроить под «правый мир». Быть левшой, считалось серьезным недостатком и для жизни, и в обществе, и в осваивании профессии. То есть леворукие должны были развиваться не в соответствии со своими физиологическими особенностями, а так как было удобно обществу.
В то время проводились многочисленные исследования, при которых было выявлено, что у переученных левшей появлялись задержки в развитии, невроз, проявляющийся в перебоях сна и аппетита, тиках, заикании, энурезе. На фоне этого возникало снижение активности, потеря тяги к знаниям, замкнутость, повышенная тревожность.
Негативные последствия у многих формировали глубокую травму на всю жизнь. Это проявлялось в заниженной самооценке, в чувстве неполноценности. Сегодня это явление имеет свое название – декстрастресс, состояние невротизации, появляющиеся у леворуких подростков при ограничении естественных движений. Именно после открытия этого явления медицина отказалось от массового переучивания детей левшей.
Родителям нужно научиться принимать ребенка таким, какой он есть, и помочь ему комфортно чувствовать себя в мире правшей. Для этого необходимо правильно организовать его личное и рабочее пространство, проводить с ребенком развивающие занятия, уделять время мелкой моторике, координации движений, зрительному восприятию.
Детишек с такой особенностью не нужно перегружать учебой, отправляя их в спецклассы с углублённым изучением предметов. Такие ребята отличаются высокой восприимчивостью и ранимостью. Их психика не выдерживает лишней нагрузки и строгих требований воспитания в виде повышения голоса или наказаний. Нужно понимать, что левшество – это не прихоть и капризы ребенка, а организация его мозга, которую он не может изменить.
Приведем основные направления помощи ребенку левше:
Способности ребенка левши нужно подчеркивать, а не маскировать. Следует обеспечить его всем необходимым для гармоничного развития. Только при верном использовании ресурсов левша может добиться того, что никогда не удастся правше.