Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Несмотря на то, что сензитивный период для овладения речью - это раннее детство, дошкольный период ребенка важен для развития речи, для формирования навыков коммуникации, для усвоение и освоения основных норм общения, обогащения словарного запаса и так далее, и так далее и так далее.
Для того, что бы лучше разбираться в том, что происходит внутри вашего ребенка, мы предлагаем эту статью.
Весь дошкольный возраст делится на три уровня: младший, средний и старший. На каждом уровне свои особенности во всем, в том числе и в овладении речью. Ели характеризовать кратко весь дошкольный возраст, то главное, что происходит, это:
Результаты четырехлетней работы с речью ваш ребенок достигнет следующих результатов:
Звуковое осознание речи: уже младшие дошкольники, то есть дети в возрасте 3 – 4 лет способны осознавать особенности своего произношения.
Рост словарного запаса: весьма велики личностные отличия и социальные возможности. Они сказываются на словарном запасе. В среднем же 3 года ребенок активно использует от тысячи до тысячи ста слов, а уже в шесть лет от двух с половиной тысяч, до трех.
Грамматический строй речи: дети усваивают, находясь в социо- культурной среде, те тонкости, которые никогда не уловят люди, учившие неродной язык. Улавливаются закономерности морфологического строения слова и способы строения фраз.
Словотворчество: каждый ребенок сотворит за время своего развития не одно прекрасное оригинальное слово, которое потом может использоваться в семейном обиходе.
Развернутые сообщения: в них ребенок передает события, которые с ним произошли. Или рассказывает историю, которая происходит у ребенка внутри – так появляются вымышленные сказки.
Диалогическая речь: речь со сверстниками, в которой уже есть место не только предметам и действиям с ними, но и оценкам, мыслям и переживаниям по различным поводам.
Многие специалисты считают, что начинать готовить ребенка к обучению нужно как можно раньше. И дело не в том, чтобы он умел быстро читать и писать.
Эгоцентрическая речь: монологи для себя, этими монологами ребенок планирует действия, регулирует эмоциональные потоки, обрабатывает затруднения, с которыми столкнулся. Может легко использовать этот вид речи для того, что бы найти способ выполнения задачи (кстати, мы, взрослые, тоже пользуемся этим методом в стрессовых ситуациях).
Важно, что бы ребенок мог общаться в достаточном количестве со сверстниками или с более старшими детьми – так он будет усваивать новые слова, обороты речи, наладит «производство» развернутых высказываний. Научится решать коммуникативные задачи, слышать других людей, отстаивать свою точку зрения – и все это в речи. Одновременно не менее важно и развитие общения со взрослыми – использование взрослых в познавательных «целях», в том числе и тех, которые способствуют усвоению норм языка, правильного произношения (в том числе ударения) и так далее.
Как и другие возможности вашего ребенка, уровень овладения речью находится в прямой зависимости от того, сколько вы готовы с ним общаться. Если хотите развивать речь – развивайте общение.