Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Вопрос, как реагировать на тот или иной поступок ребенка, встает перед родителями и воспитателями многократно в течение одного дня. Этот вопрос влечет за собой другой - вопрос о наказании.
Что такое наказание? Это применение неприятных мер в отношении человека (ребенка) в ответ на поведение. Цель наказания - сформировать социально приемлемую модель поведения.
Многие «неправильные» поступки ребенок совершает в силу своего незнания. Например, он может грубо обращаться с животными. Не предполагая, что кошке может быть больно, когда ее дергают за хвост и она кричит не от того, что ей весело. Малышу нужно все объяснить, поставить его на место другого, дать прочувствовать, что чувствует другой, когда в его адрес совершаются подобные действия. Поступки, совершенные в силу незнания, не должны подвергаться наказанию.
Поначалу для малыша окружающий его мир - это предметы и действия, не несущие никакой оценочной окраски. Карапуз научился кидать мячик. Для него это новая привлекательная игра, новая сфера деятельности. Он кидает мяч на пол, в стену, в проходящую мимо маму… И пока ему не объяснили, не дали оценку его поступкам (кидать в стену мячик - это хорошо, а в маму - плохо), он будет продолжать это делать. Когда ему многократно сказали, что есть «хорошо», а что - есть «плохо», что можно делать, а что нельзя, и объяснили почему, только тогда можно с ребенка спрашивать и наказывать.
Иногда малыш совершает преднамеренно, какие - то действия и смотрит на реакцию взрослых, как они отреагируют. Кроха наступил в лужу и стоит. Ждет реакции мамы. Если мама ему объяснит, что стоять в луже не стоит (промочишь ноги и можешь заболеть) и выведет из лужицы, в сознании малыша этот поступок отложится, как негативный, теперь он знает, что так поступать нельзя. Глядя, как прохожий бросил бумажку в урну, ребенок подбегает и бросает свой фантик в урну. Мама ему улыбается и хвалит. В сознании малыша - это действие окрашивается со знаком «плюс».
Иногда ребенок совершает преднамеренно «плохие» поступки. Увидев, что мама уже давно болтает с другими мамами, сидя на скамеечке. Кроха начинает кидаться песком в других детей или начинает бегать по лужам. Малыш, таким образом, требует к себе внимания и тут вопрос о наказании, наверное, не стоит поднимать. Конечно, если его поступки не несут по отношению к окружающим явно агрессивный оттенок.
Вопрос о наказании встает тогда, когда у ребенка четко сформировалось оценочная шкала, и сложились нормативы поведения, но он по каким - то мотивам, вполне осознанно их нарушает. И сели разъяснительные беседы не помогают (а с них надо всегда начинать), только тогда можно применить наказание.
Какие правила наказания существуют?