Календарь беременности
Введя в интерактивный калькулятор дату первого дня последней менструации, Вы получите таблицу своей беременности.
Развитие первый год
Введя в интерактивный калькулятор дату рождения Вашего малыша, Вы получите таблицу усредненных показателей нормы развития младенца до года по месяцам.
Давайте дружить
Статьи
Врачи все чаще констатируют тот факт, что современные дети страдают нарушениями сна. Недосып может прослеживаться даже у младенцев. Это очень негативно сказывается на растущем организме. Поскольку часть жизни человек проводит во сне, важно оптимальным образом использовать это время для восстановления энергии, нервной системы и внутренних органов.
Измерение температуры тела — один из самых доступных способов определить, все ли в порядке с самочувствием ребенка. Если показания термометра в норме, то беспокоиться не о чем. А если цифры выходят за пределы допустимых показателей?
Одна из самых распространенных жалоб родителей — дети практически не отрываются от планшетов, телефонов и мониторов. С одной стороны, это легко объяснимо, ведь новое поколение знакомится с удобными функциями цифровой техники едва ли не с момента рождения. С другой — частое пользование гаджетами быстро перерастает в зависимость, что само по себе не здраво.

Периодизация детского возраста. От рождения до года.

Возраст – понятие цельное. Это вам не эфемерное философское представление о любви. Возраст – это количественное (то есть абсолютное) понятие, и этап в формировании психического и физического развития ребенка.
Периодизация детского возраста. От рождения до года.

Каждому возрасту соответствуют свои особенности – при чем это и уже имеющиеся особенности и особенности приобретаемые. Детский возраст служит показателем развития ребенка, точнее, возраст в совокупности с другими данными, показывает и мамам и врачам как развивается ребенок: здоров ли он, какие имеет склонности и предпочтения как личность и так далее.

Проблемой периодизации занимались многие ученые-психологи с мировым именем и в настоящий момент существует множество схем-периодизаций детского возраста, которые опираются на основные научные интересы своих создателей. Мы будем говорить о периодизации детского возраста по Эрику Эриксону, в каком-то смысле ученику великого Зигмунда Фрейда. Теорию Эриксона называют также эпигенетической теорией развития личности (эпи от греч. - сверх, после, + генез - развитие). Эриксон не отказываясь от основ психоанализа, развил идею ведущей роли социальных условий, социума в развитии представлений человека о своем Я.

Его периодизация включает следующие этапы:

  • Младенчество (от рождения до года)
  • Раннее детство (от года до трех)
  • Игровой возраст( 3-6, 5 – 7 лет)
  • Школьный возраст (6 – 12 лет)
  • Юность (12-18 лет)
  • Молодость, или ранняя взрослость (18-20-35 лет)
  • Взрослость (35-60-65 лет)
  • Зрелость (60-65 лет).

Все начинается, в любой периодизации, разумеется, с рождения. Теория Эрика Эриксона возникла из практики психоанализа. По его мнению, основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества. Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Вместе с тем, его концепция - это концепция детства. Именно человеку свойственно иметь длительное детство. Более того, развитие общества приводит к удлинению детства. «Продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости», - писал Э. Эриксон. Нас будет интересовать возраст до 6 лет, то есть первые три периода.

Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается не только самим существованием человека, но и обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Э. Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором эта личность живет.

Задача младенческого возраста - формирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения. Формируется базовое доверие не только к миру в целом, но и к людям в частности, или же недоверие. Формирование рамок поведения с мамой и без нее.

При благоприятном варианте развития ребенок удовлетворяет свои жизненные интересы и получает внимание родителей, привыкает к нему и это внимание является для него нормальным и привычным.

При неблагоприятном прохождении данного этапа ребенка игнорируют и учат игнорировать, пренебрегают и учат пренебрегать, лишают внимания и учат лишать внимания в последствие.

Эту фаза Эриксон называет еще орально-сенсорной, и в отличие от Фрейда для него важна не сама зона, а способ взаимодействия с миром, который состоит не только в возможности получать все через рот, но и подразумевает использование прочих сенсорных систем. При нормальном ращвитии ребенок не получает так называемой сенсорной депривации. В это время. По Эриксону, появляется определенное поведение, которое можно охарактеризовать словом «вбирать», а не только получать (через рот). После прорезывания зубов, или одновременно с началом прорезывания зубов. Начинается вторая стадия младенческого возраста и способность»вбирать» становится более активной, ребенок уже может кусать. Вот что он пишет: «Глаза, первоначально готовые принимать впечатления в том виде, как это получается само собой, выучиваются фокусировать, изолировать и «выхватывать» объекты из более смутного фона, следить за ними. Сходным образом, уши выучиваются распознавать значимые звуки, локализовать их и управлять поисковым поворотом по направлению к ним, точно так же, как руки выучиваются целенаправленно вытягиваться, а кисти - крепко схватывать». И если и эта стадия пройдена хорошо, то формируется следующее умение – взять и удержать. Заканчивается формирование этого этапа научением сидеть. В конце-концов, все эти навыки помогают ребенку осознать себя как отдельную личность, как отдельного индивида.

К концу первого года малыш сталкивается с кризисом того, что фрейд называет эго-идентичностью. Общее напряжение ребенка из-за прорезывание зубов, осознание себя как отдельного индивида, ослабление связи с матерью. Кризис этот легче преодолеть, если у ребенка сформировано понятие о базовом доверии к миру и к маме в частности.

Признаки того, что этот период пройден успешно следующие:

  • легкое кормление;
  • глубокий сон;
  • нормальная работа кишечника;
  • ребенок спокойно, без гнева и сверхтревожности отпускает мать

Динамика соотношения между доверием и недоверием к миру, или, говоря словами Э. Эриксона, «количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта», определяется не особенностями кормления, а качеством ухода за ребенком, наличием материнской любви и нежности, проявляющейся в заботе о малыше. Важным условием при этом является уверенность матери в своих действиях. «Мать создает у своего ребенка чувство веры тем типом обращения с ним, который совмещает в себе чувствительную заботу о нуждах ребенка с твердым чувством полного личностного доверия к нему в рамках того жизненного стиля, который существует в ее культуре», - подчеркивал Э. Эриксон.


Александра Постышева

Также по теме
Что такое «зона ближайшего развития» и другие понятия психического развития ребенка
Несмотря на то, что советская психология в некоторые годы в стране практически отсутствовала и имела некий карательный характер, именно в советские времена были сделаны наблюдения, выдвинуты тезисы и сформированы теории, которые получили известность во всем мире и по сей день являются классическими теориями.
Возрастные новообразования. Что такое «психологический возраст»?
Наверняка каждый хоть раз в жизни успел пройти какой-нибудь тест на определение психологического возраста. Однако смысл этого понятия для большинства проходящих этот тест остается размытым и подразумевает под собой чаще некое состояние психики (зачастую связанное с депрессией или общей утомленностью), чем реальное определение, связанное с психологией.
Ведущая деятельность ребенка как основной элемент психического развития
Общепринято связывать понятие «ведущая деятельность» с научными интересами и деятельностью Даниила Борисовича Эльконина, однако он всего лишь продолжил деятельность А. Н. Леонтьева и углубил понятие ведущей деятельности применительно к периодизации психического развития детей.
 
Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|
Защита от автоматических сообщений