Календарь беременности
Введя в интерактивный калькулятор дату первого дня последней менструации, Вы получите таблицу своей беременности.
Развитие первый год
Введя в интерактивный калькулятор дату рождения Вашего малыша, Вы получите таблицу усредненных показателей нормы развития младенца до года по месяцам.
Давайте дружить
Google+

Организованная взрослыми деятельность детей, как необходимый элемент детского развития

Один из ближайших соратников Л.С. Выготского – Александр Николаевич Леонтьев – продолжил труд своего наставника, однако существенно углубив и расширив его.
Организованная взрослыми деятельность детей, как необходимый элемент детского развития

Так, если Выготский считал, что основным элементом развития для ребенка является беседа со взрослым, то Леонтьев вводит в психологию развития новое понятие – категория деятельности и выделяет в ней мотивы, цели, средства, способы. И по Леонтьеву обучение ребенка происходит не только и не столько путем присвоения во время беседы с ребенком социального опыта, сколько благодаря деятельности детей, которую для них организуют взрослые.

Фактически Леонтьев показал, что собственные действия ребенка (которые могут простимулировать взрослые) будут являться основным способом усвоения опыта, который взрослые хотят передать (кстати, на этом строятся ролевые игры и те игры, с которыми в детских садах учат воспитатели). При этом Леонтьев говорит и том, что формы и виды деятельности, которая помогает «взять» опыт могут быть весьма различными, но в определенный возрастной период у ребенка будет явная активность, которая будет отличаться от активности предыдущего и последующего опыта, и эта активность получила название ведущей деятельности.

Термин ведущая деятельность говорит о той деятельности, которая более всего оказывает влияние на развитие и порождает психические новообразования (то есть образования в психике, по Выготскому, которые присущи определенному периоду и являются толчками к последующему развитию). И именно ведущая деятельность более всего влияет на развтие психики ребенка и появление изменений в ней, опираясь, однако, на предыдущие ведущие деятельности, уже освоенные полностью ребенком. При этом как только сменяется деятельность, ребенок считается перешедшим на новый возрастной этап. В результате своей работы Александр Николаевич предложил деятельностный подход к периодизации детского возраста, который будет опираться на изменение ведущей деятельности ребенка. В результате расширилось понятие о ведущей деятельности и, став более полным, оно зазвучало так: ведущая деятельность, это такая форма взаимодействия ребенка со взрослым, которая наилучшим образом обеспечивает развитие ребенка в данном возрасте в соответствии с процессом созревания его организма. Отсюда следует, что в одном возрасте ведущей деятельностью будет интимно-эмоциональное общение, в другом – игра, а в третьем, и только после первых двух, - обучение.

Фактически Леонтьев сообщил всему мировому сообществу о том, что ведущая деятельность это главная деятельность по ее значению для психического развития. Внутри этой деятельности возникают новые виды деятельности и так в эмоциональный вид деятельности вплетается игра, а в игру – обучение. В процессе ведущей деятельности формируются или перестраиваются психические процессы. Наконец, от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в данный момент изменения личности ребенка.

В конце- концов теория Леонтьева о периодизации выглядит следующим образом:

  1. младенчество – эмоционально-интимный период общения ребенка со взрослым;
  2. ранний возраст – ребенок осваивает и увлекается предметной деятельностью;
  3. дошкольное детство – ребенок играет, и интерес к обучению связан с элементами игры;
  4. школьный возраст – учение;
  5. подростковый возраст – общение со сверстниками, учебно-профессиональная деятельность.

Важно понимать, что эта теория возникла как продолжение теории Выготского и вбирает в себя все те положения, что были высказаны Выготским и, в частности, в который раз подчеркивает что ведущая деятельность должна развивать ребенка, а не притуплять имеющиеся навыки. Кстати, обе теории с легкостью объясняют, почему детям бывает скучно в школе.


Кристина Вязовская

Также по теме
Друг в беде не бросит
Каждый советский ребенок смотрел мультфильм «Тимка и Димка», песенку из которого пела вся страна: «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит – вот, что значит настоящий, верный друг». Кроме того, все детское советское видео учило быть верным и ответственным, всегда приходить на помощь ближнему.
Общение ребенка с другими детьми в раннем детстве (один-три года)
Общение со сверстниками или другими детьми в этом возрасте начинает у вашего ребенка только формироваться. То, что получится к кризису трех лет, назвать полноценным общением в нашем взрослом понимании  невозможно.
Овладение речью – новые возможности для ребенка
Только тем из нас, рода человеческого, кто уже достаточно владеет словом на протяжении долгого, очень долгого периода времени по представлениям ребенка, только вышедшего из младенческого возраста, может казаться, что речь это просто и является таким же простым умением, как способность сложить пирамидку.
 
Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|
Защита от автоматических сообщений
 
Наш форум для родителей
Обсудить любой вопрос, связананием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Статьи
Любая женщина боится слова целлюлит. Оно вызывает панику, страх. Теперь что нельзя надеть короткую юбку или пойти на пляж? Так давайте разберемся, что такое целлюлит?
Вопросы и ответы о вирусе папилломы человека. Что такое папилломавирусная инфекция? Что делать, если у вас ее обнаружили? Консультация специалиста-дерматовенеролога.
«До рождения детей я была в центре событий, моя жизнь кипела, а теперь я сижу с ребенком дома, не работаю, каждый день одно и то же, и я ощущаю, как меня выхолащивает изнутри. Я не чувствую себя реализованной, при деле. Поэтому все чаще срываюсь на детей. Внутри растет неудовлетворенность, хотя внешне все хорошо».