Календарь беременности
Введя в интерактивный калькулятор дату первого дня последней менструации, Вы получите таблицу своей беременности.
Развитие первый год
Введя в интерактивный калькулятор дату рождения Вашего малыша, Вы получите таблицу усредненных показателей нормы развития младенца до года по месяцам.
Давайте дружить
Google+

Опыт психокоррекции страха смерти

Страх смерти, так или иначе, постоянно присутствует в нашей жизни. С одной стороны человек, переживает его как некое беспокоящее присутствие чего-то темного, притаившегося на краю сознания, с другой стороны, как постоянный ужас, когда все и вся вокруг напоминает об ужасе небытия: каждый шаг, каждый звук, все, что видит человек, является предзнаменованием смерти.
Опыт психокоррекции страха смерти

Случаи прямого обращения со страхом смерти редки, но встречаются в практике. Психокоррекция подобных острых состояний обычно очень сложна и наполнена негативными переживаниями, как для пациента, так и для психолога. Но бывают случаи, когда терапия такой проблемы может быть краткосрочной, относительно простой и не перегруженной тяжелыми эмоциями. Именно подобный случай мы и хотим описать.

Пациент А., мужчина, 27 лет, образование среднее специальное, живет с родителями. Обратился в августе 2000г. с жалобами на высокий уровень напряжения и тревоги, постоянное ощущение скорой смерти как своей, так и своих родных и близких. Страх смерти появился после теракта сентября 1999г, сам А. не жил в очаге поражения, но несколько раз приезжал туда: во взорванном доме жил приятель А., который получил ранения. Незадолго до годовщины взрыва пациент пережил несколько смертей родных и друзей и воспринял это как предзнаменование своей смерти, появилось состояние парализующего страха.

В первичной ознакомительной беседе с достаточной очевидностью выяснилось, что в восприятии и в переработке воспринимаемой информации пациента доминирующей была визуальная модальность. Очень часто звучали фразы: «Я вижу…», «Мне кажется…», «Когда я увидел…» Это подтолкнуло к тому, чтобы использовать в работе подход на стыке арттерапии и нейролингвистического программирования. Мы исходили из того, что в опыте каждого человека со словом связаны определенные события и ощущения.

Всякий опыт, приобретенный человеком в связи с каким-либо словом, накоплен как информация в мозге. Одно и то же слово может у одного человека вызывать позитивные чувства и воспоминания, а у другого порождает негативные эмоции. Слова субъективно связаны с чувствами, чувства связаны со словом. Каждое слово представлено внутри нас с помощью физической энергии. Определенные слова запускают в нас конкретные психологические и физические состояния. Для примера сравните свои ощущения, прочитав следующие понятия: «веселый праздник» и «тяжелая работа». Прислушайтесь к своим ощущениям… Слово вызывает определенные образы, ассоциации; слово имеет свое характерное звучание, влияет на мышечный тонус, находит свое отражение в дыхании, изменяет обмен веществ. Можно утверждать, что у каждого человека заложено благодаря разнообразному опыту огромное количество позитивных, полезных, здоровых и активных реакций тела, связанных с теми или иными словами. Таким образом, с помощью определенных процедур мы можем выявить и изменить старые, нежелательные и разрушающие программы, связанные с определенным словом и наполнить это слово новым, позитивным психологическим и телесным содержанием.

Детский кризис осознания смерти
Мало кто любит об этом говорить вслух. Мало кто из родителей готов действительно четко поговорить со своим ребенком на эту тему.

В начале работы мы выбирали определенные понятия, ключевые слова, которые часто звучали у пациента А. при описании своей проблемы. Одним из маркеров при определении ключевого слова является высказывание: «Стоит мне услышать это слово… Когда я слышу алово…». Основным ключевым словом у А. являлось слово «смерть». С целью формирования плацдарма» для работы с таким негативно нагруженным словом и для того, чтобы пациент приобрел -навыки работы со словом, мы решили проработать два не менее значимых для пациента слова: «Я» и «страх». Работа с «Я» важна с точки зрения усиления самосознания, повышения самооценки для того, чтобы пациент мог опереться на свое сильное, уверенное и позитивное внутреннее ядро личности. Формирование сильного «Я» - необходимое условие успешности дальнейшей работы со словом. «Страх» должен был стать опорой для формирования желаемого позитивного состояния, своеобразной внутренней зоной комфорта.

Конечно, в работе со словом существует множество правил и нюансов. Вначале мы просим пациента представить, а потом изобразить на бумаге, как выглядит нынешнее написание слова, с которым мы работаем (характер изображения букв, величина, цвет, фон, фактура, из какого материала и т.д.). «Я» у пациента было изображено тонкой, дрожащей волосяной линией черного цвета. Мы сформировали новое изображение: большое «Я» (во весь лист) состоящее из крепкой кирпичной кладки, изображение цветное, объемное. Проверив новое представление с помощью мышечного индикатора (тест О-кольца Омуры. K. Бессер-Зигмунд, 1996) и получив подтверждение, что новое изображение оптимально тонизирует состояние пациента, мы попросили детально и как можно более точно изобразить новое изображение «Я» на бумаге.

Старое изображения слова «страх» было составлено из быстрых, заостренных линий, написанных как будто в спешке, убегая. Здесь нам нужно было получить ответ на вопрос: «А как бы вы хотели себя чувствовать, думая или вспоминая о страхе?» Ответ на вопрос дал нам направление нашей дальнейшей работе. Пациент хотел бы чувствовать спокойствие, здесь важна сама мысль о желаемой реакции на слово. Было предложено представить слово «страх» иначе, так, чтобы оно вызывало спокойствие, используя для этого особенности характера изображения букв, величину и цвет слова, из какого материала сделано слово, на каком фоне и т,д. В конечном итоге мы получили слово «страх», состоящее из пушистых меховых шариков (помпоны) на небесно-голубом фоне. Округлое изображение букв, их мягкая, пушистая фактура снижало остроту чувства страха. Ко всему прочему, очень важным оказалось то, что с этим словом можно манипулировать: ерошить, поглаживать (эти действия приносят удовольствие и спокойствие). Новое представление слова было перенесено на бумагу.

Что ребенок знает о смерти?

Большинство детей очень интересуют вопросы рождения, жизни и смерти. Но о смерти родители часто воздерживаются говорить с ребенком, им не хочется (или кажется преждевременным) открывать ребенку грустную сторону жизни. Тем не менее, если ребенок начинает задавать вопросы о смерти, то всегда лучше осторожно сказать ребенку правду.

Слово «смерть» очень сложно для работы. Ведь даже в виде шутки это слово воспринимается как нечто неуместное. С другой стороны, смерть как одно из событий нашей жизни не так уж много значит (какие чувства вы испытали, прочитав эту фразу…?). Первоначально слово «смерть» было изображено черными жирными печатными буквами. Мы долго искали, каким образом преобразовать изначально мрачное слово. Наконец, в детских воспоминаниях мы нашли важный для нашей работы момент: у бабушки в деревне умер ласковый и умный пес, которого любил пациент. Пса похоронили недалеко от двора среди буйной поросли ромашек. Могилку тоже украсили ромашками. Тогда маленький мальчик испытывал грусть, светлую печаль, окрашенную добрыми, теплыми воспоминаниями. Это и послужило основой для создания нового представления слова «смерть». В результате мы получили слово, выложенное из больших белых ромашек, на зеленом травяном фоне. При этом он стал испытывать светлую, добрую печаль, а не тяжелый, мрачный страх. Новое изображение со всеми подробностями и деталями было перенесено на бумагу.

Создание нового изображения на бумаге несет важную функцию: с одной стороны - стрессовое, наполненное новым содержанием слово выносится во вне, создается так называемый якорь, с другой стороны, новое изображение представляет собой нечто похожее на мантру, которая при произнесении или разглядывании (медитация) пробуждает позитивную энергию. Таким образом, некогда стрессовое слово становится источником силы и меняет качество жизни.

Вся описанная работа заняла семь полуторачасовых сеансов. Через несколько месяцев пациент А. пришел, чтобы поблагодарить, и рассказал о стабильных и позитивных изменениях в своей жизни.

Подобный подход был использован при работе с двенадцатилетней девочкой с проблемами сна, с мужчиной, испытывающим постоянное беспокойство, которое съедало его жизненные силы, с одиннадцатилетним мальчиком, который испытывал страх боли и напряжение перед спортивными состязаниями (карате). Полученные результаты были стабильны и устойчивы.

Вряд ли можно говорить об универсальности этого подхода. Видимо, мы получим наиболее стойкие позитивные результаты при работе с детьми, а также если у пациента есть достаточная мотивация на изменения, визуальная модальность является доминирующей и если он склонен к художественному творчеству.


Н.И.Алтухов

Также по теме
Детские страхи
Детские страхи — одна из наиболее частых проблем, с которой сталкиваются родители. Даже в грудном возрасте, когда, казалось бы, бояться нечего, маленький человечек испытывает страх!
Стоит ли запугивать ребенка Бабайкой?
Подруга рассказывала, что в детстве ее родители запугивали Бабайкой. Она не знала кто это, но жутко его боялась.  При фразе «Вот придет Бабайка и…» дальше следовал текст в зависимости от того, что хотели от нее родители в этот момент.
Детские сны: вторая реальность
Помните, в книге о Мери Поппинс был такой эпизод: ее воспитанница, Джейн, уходит случайно в сувенирную тарелку, где с ней происходит не самая приятная история, но, благодаря своей волшебной няне, Джейн спасается из того, что мы с вами могли бы назвать детским кошмаром.
 
Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|
Защита от автоматических сообщений
 
Наш форум для родителей
Обсудить любой вопрос, связананием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Статьи
В современном обществе, где молодые пары все чаще живут вместе, не оформляя свои отношения, часто случается, что женщине приходится выходить замуж в «интересном положении». В этом нет ничего постыдного – прошло то время, когда беременную невесту осуждали. Конечно, от косых взглядов посторонних не спрятаться, но играть свадьбу скрытно из-за особенного статуса нет необходимости
Что такое красота? Каждый вкладывает в это понятие что-то свое: одни видят в красоте счастье, другие - успех и т.д. Лопоухие, щекастые, непропорциональные и т.п. не вписываются в стандарты современной красоты, диктующиеся модельным бизнесом.
В нашей жизни существуют масса мифов, одним из них является миф о непоколебимости мужской дружбы. Большая часть мужчин уверена, что женской дружбы просто не может существовать только лишь потому, что так не должно быть.