Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Когда в доме появляется ребенок, родители поглощены заботой о нем. И очень часто у них попросту нет времени, чтобы просто понаблюдать за малышом, научиться лучше понимать его и видеть мотивы его поведения. Да-да, несмотря на то что, он еще совсем маленький.
Авторы книги «Что у него в голове?» учат родителей узнавать своих детей через забавные и познавательные эксперименты. Мы хотим предложить вам несколько для малышей разного возраста.
Этот эксперимент покажет, что малыши могут гораздо больше, чем мы себе представляем.
Вам понадобится: игрушка, которая точно понравится вашему малышу (например, красивая и большая погремушка); квадратный метр свободного пространства.
Положите ребенка таким образом, чтобы он свободно мог двигать ручками и ножками.
Поднесите к нему игрушку и держите ее так, чтобы он смог дотянуться до нее ногой. Посмотрите, сколько секунд ему понадобиться, чтобы осуществить это. Затем поднесите игрушку к груди ребенка, чтобы он мог дотянуться до нее руками. Снова замерьте, за сколько секунд малыш сделает это.
В итоге вы увидите, что малыш намного лучше работает ногами. Многим родителям это покажется удивительным, но малыши в таком возрасте гораздо лучше управляют своими ножками: тянуться ими к предметам. Может и вовсе пока рукой не достать.
Если взрослые не могут обойтись без рук, то у малышей все наоборот: у них более гибкие именно нижние конечности. С возрастом такое качество, разумеется, пропадает.
Веселый и одновременно очень полезный эксперимент, который поможет лучше узнать ребенка.
Вам понадобится:
Посадите малыша у стола, на стол постелите салфетку. Дайте ребенку игрушку. Затем положите игрушку под салфетку на глазах у малыша.
Посмотрите, как отреагировал ребенок. Вероятно он удивился и решил, что вы фокусник.
Почему? Все просто: у детей такого возраста не развито понимание постоянства предмета. Они уверены, если предмет не виден, значит он не существует. В восемь месяцев у ребенка развивается это понимание, он перестает удивляться, что игрушка исчезла, и ищет ее под салфеткой.
Какова практическая польза от этих наблюдений? Малыши до восьми месяцев уверены, если вы куда-то уходите, то это навсегда. Они не плачут и не пытаются вас искать. Но затем к ним приходит понимание, что вы совсем не исчезли, а находитесь где-то рядом. И, конечно, они плачут, желая вернуть вас немедленно. Чем взрослее ребенок, тем тяжелее ему расставаться с родителями.
Вашему малышу всего год или около того, и вы уверены, что он еще не способен делать сознательный выбор. Ошибаетесь. В этом возрасте он уже умеет отдавать предпочтения тому или иному предмету и выбирать то, что ему по вкусу. Этот эксперимент поможет вам убедиться в этом.
Вам понадобится: два вида продуктов, которые по вкусу малышу; две тарелки, куда вы их положите; две похожие, но не совсем одинаковые игрушки (например, два медведя в разной одежде) или куклы.
Дайте малышу тарелки с едой и предложите выбрать что-то одно. посмотрите, из какой он взял еду и поставьте их перед игрушками.
А затем разыграйте такую сценку. Для начала опустите лицо игрушки в одну тарелку и изобразите, будто ей не нравится лакомство, затем в другую — покажите, будто кукле нравится угощение.
Повторите то же самое со второй игрушкой. Только у нее должны быть противоположные предпочтения. Например, если первой понравилось яблоко и не понравились хлопья, то второй должно не понравиться яблоко и понравиться хлопья.
Следующий шаг — поставьте игрушки перед малышом и спросите, с какой он хочет поиграть. Вы заметите, что малыш выбрал ту игрушку, которой по вкусу те же лакомства, что и ему. Это первые (пусть и довольно примитивные) попытки малыша выбрать себе друзей. Эксперимент означает, что ваш годовалый ребенок уже умеет наблюдать за другими и оценивать их действия, хотя он даже еще не умеет разговаривать.
Вы заметили, что ему нравятся игрушки, которые похожи на него?
И это действительно так. Ученые в ходе подобных исследований выяснили, что малыши всегда выбирают кукол, у которых перчатки того же цвета, что и у них.
Это качество останется с малышом на всю жизнь. Масса психологических исследований доказывают, что все мы больше тянемся к людям, которые похожи на нас. И это происходит на протяжении всей жизни. При этом сходство может быть произвольным и самым разным: от предпочтений в еде до культурной общности и похожих увлечений.
Этот простой эксперимент поможет оценить творческие способности ребенка.
На листе бумаги изобразите точно такой же рисунок. Если он будут немного отличаться, не страшно. Предложите ребенку карандаши или фломастеры и попросите дорисовать картинки в каждом из квадратов.
Теперь оцените рисунки по этим параметрам:
Подобный эксперимент можно проводить не только с дошкольниками, но и с детьми постарше и даже взрослыми.
С возрастом результаты, как и творческие способности, будут меняться. Например, малыши очень часто рисуют только внутри квадратов и не используют все линии.
В более старшем возрасте они учатся копировать фрагменты линий, продолжать их так, чтобы получались разные фигуры, усложнять заданные фрагменты и создавать по-настоящему творческие картинки.
Исследования говорят о том, что по мере взросления ребенка, творческие способности ребенка меняются. Врем их расцвета — начальная школа. Однако степень креативности, измеренная в этом возрасте, остается с человеком на всю жизнь.
Именно поэтому малыши с развитыми творческими способностями обладают хорошими фантазией и воображением в будущем.
Ученые проводили эксперимент с детьми из начальной школы, а затем встретились с ними через 40 лет. Вышло так, что дети с выраженными творческими способностями нашли себя в творческих профессиях — музыке, искусстве, литературе.
Если вы хотите раскрыть творческий потенциал вашего ребенка, то: