Календарь беременности
Введя в интерактивный калькулятор дату первого дня последней менструации, Вы получите таблицу своей беременности.
Развитие первый год
Введя в интерактивный калькулятор дату рождения Вашего малыша, Вы получите таблицу усредненных показателей нормы развития младенца до года по месяцам.
Давайте дружить
Google+

Что такое «зона ближайшего развития» и другие понятия психического развития ребенка

Несмотря на то, что советская психология в некоторые годы в стране практически отсутствовала и имела некий карательный характер, именно в советские времена были сделаны наблюдения, выдвинуты тезисы и сформированы теории, которые получили известность во всем мире и по сей день являются классическими теориями.
Что такое «зона ближайшего развития» и другие понятия психического развития ребенка

Один из таких классиков, наш с вами соотечественник, Лев Семенович Выготский, сформулировал некоторые понятия, оказавшие влияние на всю психологию детского развития.

Выготский рассматривал развитие человека с самых первых дней после рождения исключительно в культурно-историческом аспекте. И то, что сейчас кажется нам очевидным, тогда, в первой трети двадцатого столетия, требовало доказательств в виде развитой гипотезы. Именно Выготский определил культурно-историческую, а, значит и знаковую, а, значит, и в некотором смысле символическую, природу сознания человека. Он утверждал, что знаки и значения создаются социумом и их принятие, их усвоение, постепенно перестраивает психическую деятельность ребенка. Таким образом Выготский заявлял и о том, что социальная среда, окружающая ребенка с самого рождения, является как бы аккумулированным общечеловеческим опытом и опыт этот представлен в виде материальной и духовной культуры. И, соответственно, этот опыт в этом вот виде является источником развития для ребенка, поскольку избежать его не удастся.

И когда мы говорим о личностных структурах человека (и ребенка, разумеется), то понимаем, что они сформировались под давлением среды и, являясь сплавом аффекта и интеллекта, являются результатом переживания воздействия среды. И слово «переживание» тут самое важное, его можно заменить словом «проживание». Ну а в зависимости от возраста (то есть уровня физического и физиологического развития), ребенок будет по-разному проживать даже идентичные воздействия среды.

Несмотря на нашу уникальность – разумеется, каждый человек неповторим- все мы обладаем определенными условиями развития. Под этими условиями Выготский понимал морфофизиологические особенности мозга и, соответственно, мышления. И, опираясь на эти условия развития, формируются у ребенка высшие психические функции. Таковыми функциями, сообразно теории Выготского являются подражания ребенка взрослому.

Ну а механизм изменения психики, которая учится выполнять высшие психические функции, получил название механизма интериоризации знаков (процесс некоего «вращивание» внутрь психики). И знаки, которые присутствуют в окружающей среде, в этом случае выступают как средства регуляции психической деятельности.

Так появился тезис о ведущей роли обучения в психическом развитии. Опять же, для нас с вами эта гипотеза не подлежит даже сомнению, она априорна, а сто лет назад все это было сокрыто в мраке неисследовательности. Итак, Выготский пошел дальше и предположил, что для того, что бы обучение было не просто научением новым рефлексам, а развивающим обучением, оно должно опираться на так называемую зону ближайшего развития. И зона ближайшего развития это совсем не комната, набитая игрушками, а, грубо говоря, внутренняя структура, представляющая собой некое «расстояние» между уровнем нынешнего состояния развития ребенка и уровнем возможного, потенциального, развития. Преодоление этого расстояния, переход, происходит только и исключительно в обучении, которое движет психическое развитие ребенка и увлекает его за собой.

Таким образом, попытка развить ребенка выше уровня окружающей обучающей среды обречена на неудачу. Если у ребенка не будет доступа к новым предметам, к новым знакам и символам, к новым знаниям, он не сможет обучаться. А, соответственно, не сможет и психически развиваться. Отсюда берутся программы, рассчитанные на опережение развития, дающие материала всегда чуть-чуть больше, чем ребенок может уловить прямо сейчас, и провоцирующие психику ребенка на развитие. Верно и обратное – если ребенку все знакомо и, грубо говоря, не интересно – развитие может остановиться даже при полной норме развития физиологическом и физическом.


Кристина Вязовская

Также по теме
Что такое «психологический возраст»?
Наверняка каждый хоть раз в жизни успел пройти какой-нибудь тест на определение психологического возраста. Однако смысл этого понятия для большинства проходящих этот тест остается размытым и подразумевает под собой чаще некое состояние психики (зачастую связанное с депрессией или общей утомленностью), чем реальное определение, связанное с психологией.
Ведущая деятельность ребенка как основной элемент психического развития
Общепринято связывать понятие «ведущая деятельность» с научными интересами и деятельностью Даниила Борисовича Эльконина, однако он всего лишь продолжил деятельность А. Н. Леонтьева и углубил понятие ведущей деятельности применительно к периодизации психического развития детей.
Периодизация детского возраста. От трех лет до шести - игра и инициатива
Третья стадия периодизации жизни по Эриксону, это стадия игрового возраста, стадия инициативы, результата, уверенности в себе и, одновременно, стадия на которой формируется чувство вины.
 
Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|
Защита от автоматических сообщений
 
Наш форум для родителей
Обсудить любой вопрос, связананием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Статьи
Одним из видов гриппа является, так называемый, свиной грипп. Что же это такое?
Июль, август, сентябрь – время цветения одного из самых опасных в мире аллергенов – амброзии полыннолистной.
Не ешь песок, высунь палку изо рта, не гладь этого пса. Такие фразы не раз произносила любая мама. Ведь все это может быть переносчиком опасных бактерий, а собака еще и глистов!