Календарь беременности
Введя в интерактивный калькулятор дату первого дня последней менструации, Вы получите таблицу своей беременности.
Развитие первый год
Введя в интерактивный калькулятор дату рождения Вашего малыша, Вы получите таблицу усредненных показателей нормы развития младенца до года по месяцам.
Давайте дружить
Статьи
Врачи все чаще констатируют тот факт, что современные дети страдают нарушениями сна. Недосып может прослеживаться даже у младенцев. Это очень негативно сказывается на растущем организме. Поскольку часть жизни человек проводит во сне, важно оптимальным образом использовать это время для восстановления энергии, нервной системы и внутренних органов.
Измерение температуры тела — один из самых доступных способов определить, все ли в порядке с самочувствием ребенка. Если показания термометра в норме, то беспокоиться не о чем. А если цифры выходят за пределы допустимых показателей?
Одна из самых распространенных жалоб родителей — дети практически не отрываются от планшетов, телефонов и мониторов. С одной стороны, это легко объяснимо, ведь новое поколение знакомится с удобными функциями цифровой техники едва ли не с момента рождения. С другой — частое пользование гаджетами быстро перерастает в зависимость, что само по себе не здраво.

Что такое «зона ближайшего развития» и другие понятия психического развития ребенка

Несмотря на то, что советская психология в некоторые годы в стране практически отсутствовала и имела некий карательный характер, именно в советские времена были сделаны наблюдения, выдвинуты тезисы и сформированы теории, которые получили известность во всем мире и по сей день являются классическими теориями.
Что такое «зона ближайшего развития» и другие понятия психического развития ребенка

Один из таких классиков, наш с вами соотечественник, Лев Семенович Выготский, сформулировал некоторые понятия, оказавшие влияние на всю психологию детского развития.

Выготский рассматривал развитие человека с самых первых дней после рождения исключительно в культурно-историческом аспекте. И то, что сейчас кажется нам очевидным, тогда, в первой трети двадцатого столетия, требовало доказательств в виде развитой гипотезы. Именно Выготский определил культурно-историческую, а, значит и знаковую, а, значит, и в некотором смысле символическую, природу сознания человека. Он утверждал, что знаки и значения создаются социумом и их принятие, их усвоение, постепенно перестраивает психическую деятельность ребенка. Таким образом Выготский заявлял и о том, что социальная среда, окружающая ребенка с самого рождения, является как бы аккумулированным общечеловеческим опытом и опыт этот представлен в виде материальной и духовной культуры. И, соответственно, этот опыт в этом вот виде является источником развития для ребенка, поскольку избежать его не удастся.

И когда мы говорим о личностных структурах человека (и ребенка, разумеется), то понимаем, что они сформировались под давлением среды и, являясь сплавом аффекта и интеллекта, являются результатом переживания воздействия среды. И слово «переживание» тут самое важное, его можно заменить словом «проживание». Ну а в зависимости от возраста (то есть уровня физического и физиологического развития), ребенок будет по-разному проживать даже идентичные воздействия среды.

Несмотря на нашу уникальность – разумеется, каждый человек неповторим- все мы обладаем определенными условиями развития. Под этими условиями Выготский понимал морфофизиологические особенности мозга и, соответственно, мышления. И, опираясь на эти условия развития, формируются у ребенка высшие психические функции. Таковыми функциями, сообразно теории Выготского являются подражания ребенка взрослому.

Ну а механизм изменения психики, которая учится выполнять высшие психические функции, получил название механизма интериоризации знаков (процесс некоего «вращивание» внутрь психики). И знаки, которые присутствуют в окружающей среде, в этом случае выступают как средства регуляции психической деятельности.

Так появился тезис о ведущей роли обучения в психическом развитии. Опять же, для нас с вами эта гипотеза не подлежит даже сомнению, она априорна, а сто лет назад все это было сокрыто в мраке неисследовательности. Итак, Выготский пошел дальше и предположил, что для того, что бы обучение было не просто научением новым рефлексам, а развивающим обучением, оно должно опираться на так называемую зону ближайшего развития. И зона ближайшего развития это совсем не комната, набитая игрушками, а, грубо говоря, внутренняя структура, представляющая собой некое «расстояние» между уровнем нынешнего состояния развития ребенка и уровнем возможного, потенциального, развития. Преодоление этого расстояния, переход, происходит только и исключительно в обучении, которое движет психическое развитие ребенка и увлекает его за собой.

Таким образом, попытка развить ребенка выше уровня окружающей обучающей среды обречена на неудачу. Если у ребенка не будет доступа к новым предметам, к новым знакам и символам, к новым знаниям, он не сможет обучаться. А, соответственно, не сможет и психически развиваться. Отсюда берутся программы, рассчитанные на опережение развития, дающие материала всегда чуть-чуть больше, чем ребенок может уловить прямо сейчас, и провоцирующие психику ребенка на развитие. Верно и обратное – если ребенку все знакомо и, грубо говоря, не интересно – развитие может остановиться даже при полной норме развития физиологическом и физическом.


Кристина Вязовская

Также по теме
Возрастные новообразования. Что такое «психологический возраст»?
Наверняка каждый хоть раз в жизни успел пройти какой-нибудь тест на определение психологического возраста. Однако смысл этого понятия для большинства проходящих этот тест остается размытым и подразумевает под собой чаще некое состояние психики (зачастую связанное с депрессией или общей утомленностью), чем реальное определение, связанное с психологией.
Ведущая деятельность ребенка как основной элемент психического развития
Общепринято связывать понятие «ведущая деятельность» с научными интересами и деятельностью Даниила Борисовича Эльконина, однако он всего лишь продолжил деятельность А. Н. Леонтьева и углубил понятие ведущей деятельности применительно к периодизации психического развития детей.
Периодизация детского возраста. От трех лет до шести - игра и инициатива
Третья стадия периодизации жизни по Эриксону, это стадия игрового возраста, стадия инициативы, результата, уверенности в себе и, одновременно, стадия на которой формируется чувство вины.
 
Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|
Защита от автоматических сообщений