Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Как вести себя с маленьким строптивцем? Пресекать все капризы, не вдаваясь в подробности? Или же искать компромисс?
Капризы только на первый взгляд одинаковые. На самом деле их можно разделить на несколько видов. И разобравшись в причинах предпринимать дальнейшие действия. Рассмотрим наиболее частые причины поводы поведения ребенка.
Примерно с трех лет кроха становится совсем неуправляемым. На элементарные просьбы он может отозваться целым представлением, по ходу которого будет убегать от вас, отказываться есть, потеряется на улице. И т.д. И если вне дома он чаще ведет себя как обычно, опасаясь чужих людей и незнакомой обстановки, то уж на своей территории позволяет себе все. На гневный крик: «Нельзя! Разве ты не понимаешь?!» может включить стиральную машину, пустить воду из крана, открыть дверь на балкон. Кажется, он делает все, чтобы вывести вас из себя, подразнить, дать понять, что не считается с вами. При этом, сам он веселиться, проверяя взрослых на чувство юмора и терпение. Что это такое, как с этим бороться: наказывать, лечить или оставить без внимания?
Примерно в три года ребенок переживает один из серьезных кризисов развития. Этот кризис охватывает все сферы психологического бытия: общение, деятельность, практические навыки. А связан с новой фазой формирования сознания и самосознания. Именно в это время малыш впервые начинает выделять себя из окружающей среды, говорить о себе «я», а не называть по имени или в третьем лице, как это было до сих пор. На предложение помочь ему он часто говорит: «Я сам!» Ребенок начинает понимать: то, что он делает, не просто происходит, а является результатом его активности, его воли. «Кризис трех лет» имеет большое психологическое значение для развития и становления личности человека.
Взрослея, ребенок все дальше отходит от мира природы - инстинктов и рефлексов, которые представляют собой заданные программы поведения. В три года малыш впервые начинает связывать намерения и результаты, действия и его последствия. Он впервые ощущает свою способность что – то предпринять, а другое отвергнуть, сказать «нет». Для того, чтобы прийти к умеренности, понять необходимость послушания, он должен насладиться возможностью говорить «нет».
Если ограничивать в этой возможности, проблема волевого поведения, как и все нерешенные сложности, может тянуться вплоть до взрослого возраста, приводя к инфантильным всплескам необоснованной агрессивности с родителями, супругом или супругой, собственными детьми. Важно понять, что «провокации» трехлетнего карапуза – это не злостное асоциальное поведение, а естественное проявление нормального развития ребенка. Другое дело, как поступать в быту с этими проявлениями, которые подчас бывают изнурительными для всех окружающих?
Обидчивые, впечатлительные дети могут реагировать чрезмерно эмоционально, доходя до слез: в этом случае взрослым лучше не увлекаться педагогическими экспериментами.