Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Ночь всех святых. Страшная ночь. Самая страшная ночь в году для кельтских народов – ночь, когда на нашу бедную Землю спускаются все силы зла и на протяжении всей этой ночи торжествуют над простыми человеческими слабостями и хрупкими же человеческими телами. БУ! Как страшно!
Праздник этот для нашей культуры довольно чужд и возник, скорее, как следование западным традициям, нежели как интерес к традициям собственным. Именно там, далеко, возникла у кельтов традиция видеть свой годовой календарь в четырех частях и при переходе в его темную часть, при наступлении самый неприятных в погодном отношении днях, при уводе скота с пастбищ (1 ноября – последний выпасной день) и праздновался сначала Самайн, а после и Хэллоуин. В этот день некровожадные кельт приносили своеобразные жертвы. Поскольку им, как мы бы сказали сейчас, «религия запрещала», приносить в жертву всё, что связано с кровью, жертвы приносились растительные. Их мы с вами, творя тыквы-подсвечники, приносим и до сих пор. Жертвы эти приносились смерти – с целью отвлечь её внимание от всех, приносились они и тем энергиям, которые отвечали за урожайность будущего года. Приносились они и в качестве благодарности. И как охранные.
Ночь эта несла для кельтов, народа глубоко религиозного (чего стоит один запрет на фиксирование в письменном виде священных знаний) особое значение. В эту ночь они видели весь мир во всей своей красе. По кельтским верованиям наш с вами мир, который мы воспринимаем как реальный, был всего лишь слабым и неполноценным отражением мира настоящего – потустороннего. Поэтому эта ночь для кельтов была не столько страшная, сколько экстатичная. Ведь они могли наблюдать явления настоящего для них мира и поклониться своего триединому богу.
Для кельтов этот праздник нёс и определенную экзаменационную значимость. Кельты верили в священный гвинфид, организацию потустороннего мира, и символом его на земле был год. Таким образом, наступление темного времени года, окончание лета, могло трактоваться как подведение итогов жизни. И хорошо проведенная жизнь давала доступ к священному гвинфиду. Соответственно, ежегодное празднование являлось и своеобразной репетицией отхода к иной, весьма ожидаемой, жизни.
Эта ночь была и ночью общения с предками. Поскольку граница между мирами как бы исчезала на это время, то семьи ждали в гости своих усопших. Для них готовилась специальная обрядовая еда, изготавливались светильники. А поскольку железо было дорогим материалом, и использовалось в бытовых и охранительных целях, то для своих предков светильники изготавливали из овощей. Собственно, улыбающаяся тыква со свечой внутри – дошедший до наших дней кельтский светильник для усопших.
К сожалению, с течением времени мирный кельтский культ триединого бога превратился, благодаря расселению и многочисленным войнам, в набор воистину жутких языческих обрядов. И мирная приятная ночь, полная веселья и созерцательности, сменилась ночью страха и попытками откупиться от всего пантеона языческих богов всеми доступными средствами. Начиная от овощей и заканчивая девственницами.
Во что верить в эту ночь – в визиты миролюбиво настроенных предков, или в кровожадных языческих божков - выбирать, конечно же, вам. Но в любом случае – будьте осторожны – ведь граница миров становится проницаемой для всех сил. И добрых, и злых.
БУ!