Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
У семилетнего Сережи все хорошее характеризуется одним словом – «Круто!»: будь то подаренная новая машинка или открытый напротив дома бассейн. Что за странная любовь к жаргонным словечкам? Ведь именно с этого начинается деградация языка, потеря его.
Многие современные дети не умеют говорить полными предложениями, а описывая что – либо, используют обеднено, корявую речь. В их лексикон входит лишь несколько простых глаголов действия (пошел, увидел, сказал): «Я делаю уроки», «Петя делает велосипед», «мама делает обед»… Неужели подрастает поколение, которое не может выразить свои мысли и эмоции? Однако, все это не страшно.
Язык и мышление, язык и восприятие – это одно целое. Речь детей, подростков и молодежи меняется в зависимости от приобретаемого опыта и сиюминутных задач. Родители помогут своему ребенку понять окружающее, если предоставят ему возможность получать разнообразный жизненный опыт и будут объяснятся с ним словами, которые сделают более доступным мир и помогут понять свое место в нем. Известно, что то, чему ребенок придает особое значение, ему удается описать с поразительной широтой и разнообразием - это особенно заметно, когда дети говорят о том, что они любят. Для своей любимой куклы или другой игрушки ребенок находит много ласковых слов и прозвищ. Что из этого следует? А то, что всем нам не все равно, что мы произносим и как мы это произносим. Родители, которые следят за своей речью в присутствии детей, оказывают им неоценимую помощь в овладении всеми богатствами языка и естественным путем активизируют их мыслительные способности.
Только «хорошо» и только «плохо» - этого недостаточно.
Если дети слышат от взрослых единственное слово «хороший», когда речь идет о положительных сторонах характера, то они врятли смогут использовать в своей речи громадное количество слов, используемых для описания позитивных качеств. Имея ограниченный словарный запас, им будет сложно охарактеризовать человека и понять, что именно в нем нравится. Когда не хватает слов, нелегко также оценить собственное поведение, а в результате невозможны и сравнения – с плохим или хорошим.
Только правильно называя вещи и понятия, четко описывая ситуацию, можно понять истинную причину плохого настроения.
Задавайте ребенку нацеленные вопросы, помогайте разобраться со своими чувствами и эмоциями, помогите правильно их назвать. Со временем, возможно, он сможет более полно описывать то, что его волнует, постепенно он обогатит свою речь.
В детской - без назидательного тона.
«Иди сюда», «сядь», «ешь», «перестань» - повелительное наклонение играет решающую роль в жизни многих детей. Но за исключением редких ситуаций в случае опасности, например, «Отойди!» (от горячей плиты), эти формы попросту излишни и ущербны, поскольку превращают ребенка в неразмышляемого исполнителя приказов. Обосновывая свои пожелания и запреты, мы ставим ребенка в положение равноправного собеседника.
Обобщение вызывает чувство неуверенности.
«Перестань, грязнуля!» - такое обращение характеризует ребенка как вообще нечистоплотного. Ребенок должен чувствовать, что его ругают за какое – то определенное дело или действие, а не унижают его достоинство как человека. Иначе самооценка может сместиться в негативную сторону – ребенок по сути своей ощущает себя капризным или злым, или «грязнулей» - становится именно таким.
Ирония не достигает цели.
Маленькие дети не понимают иронических высказываний, они воспринимают все однозначно. Но и более старшим детям требуется ясность: улыбка на вашем лице не вяжется с сердитыми словами, когда, например, притворно журите дочь за попытку использовать вашу помаду, хотя и находите ее перепачканную рожицу весьма забавной.
Умение четко выразить то, что ты в действительности хочешь сообщить другому человеку, помогает избегать непонимания и неясности. Знание этой науки пригодится в общении не только с детьми.