Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Даже нам, взрослым, хочется зачастую какого-то чуда, сказки, которая решит наши проблемы или, как минимум, укажет направление, куда двигаться. Что уж говорить о детях, которые, фактически, живут в двух реальностях?
Психотерапевтические сказки инструмент широкого использования и подвластны всем родителям, даже начисто лишенным дара слова. Психотерапевтические сказки можно применять при разводе, при ночном энурезе, при адаптации к саду, при проблемах в школе, при неладах с речью, при проблемах с математикой и иными науками. Наконец, психотерапевтические сказки используют даже взрослые в своей жизни.
Пожалуй, в нашей стране самая известная сказочница, помогающая решить психологические проблемы – это Лисси Мусса. Она «работает» с тем ребенком, который есть внутри каждого из нас, предлагает играть с ним, любить себя и писать волшебные сказки, исполняющие мечты. Я, кстати, пробовала. У меня все исполнилось :0)
Дети в сказки верят изначально. Если нам, взрослым, приходится снимать ментальные и прочие блоки, вводить себя в определенное состояние особой восприимчивости, то дети в сказку верят всегда и в любой момент готовы ее послушать, и, что нам особенно важно – воспринять.
В сказке можно раскрыть любые проблемы, показать путь решения при этом не вторгаясь в личное пространство ребенка, не обижая его и не вызывая протеста. Именно сказка позволяет снять и напряжение, царящее вокруг проблемы и не дающее ребенку даже подступить к решению и осмыслению ситуации.
Формируя сказку необходимо сохранять те детали, в описании героев, которые помогут ребенку погрузиться в сказку, прочувствовать схожесть главного героя с самим собой и воспринять решение проблемы главным героем. Если У Вас дочка Катя с синими глазами и черными волосами, то героиня Ваших сказок тоже будет Катя, с синими глазами, которая жила с мамой и папой (сами корректируйте состав семьи и описание дома, подходящего под Вашу семенную и жилищную ситуации).
Соответственно, подумайте о чем Вы хотите рассказать ребенку в сказке, какие проблемы решить. Переживаете развод и он сильно ударил по ребенку? Расскажите про Катю, у которой развелись родители, как все переживали, но как потом все хорошо закончилось.
Катя страдает заикание при встрече с незнакомыми людьми? Разработайте схему психотерапевтического лечения, опишите ее в длинной сказке из нескольких частей, где пропишите различные ситуации, методы борьбы с заиканием и постепенное улучшение.
Сказка может быть применима как к единственной ситуации – ссора Кати с подружкой, так и к ситуации не могущей разрешиться одномоментно (тот же энурез Вы не вылечите только сказкой, будут требоваться действия, которые Вы заранее продумаете и опишите в сказке).
При использовании сказки продумайте все детали и количество глав, условия чтения – каждый ли день, раз в неделю ли. Не углубляйтесь в то сочинительство, которое невозможно будет реализовать. Допустим, если Вы пишите что свою стеснительность мальчик Петя преодолел при прыжке с парашютом, будьте готовы к тому, что Вам, вполне вероятно, придется отпустит своего Петю прыгать с парашютом.
Взрослым необходимо помнить о том, что если нам хочется научить ребенка чему-то, передать ему какую-то информацию, то следует делать это в понятной для ребенка и удобоваримой, легкопонимаемой форме. При этом сохраняйте традиции, принятые в Вашей семье при общении. Если Вы никогда не сюсюкались с ребенком, не следует и писать сказку в стиле сюси-пуси. Ребенок не сможет провести параллели с собой и главным героем, с решением проблемы. Скорее всего, он даже не увидит тут этого предлагаемого решения, а углубится в то, что мы, взрослые, назвали бы «семантическим анализом».
Кроме сочиненных самолично сказок, используйте и шедевры мирового сказочного наследия, где поднимаются актуальные детские проблемы. Ведь «Золушка» это история не только о замарашке, ставшей принцессой, но и о соперничестве между сестрами, о формировании новой семьи. Сказка о Гензеле и Гретель поднимает проблему сепарации, боязни быть покинутым. Любая сказка рассказывает ребенку о строении мира, о порядках, царящих в обществе, о манере поведения, моральных нормах. Сказки придают ребенку уверенность, что все закончится хорошо, если не сдаваться. Сказки говорят о твердости моральных убеждений, победе того самого Добра над Злом если сохранять пресловутый «человеческий облик», оставаться Человеком, несмотря ни на что.
Все это тяжело донести в беседах с ребенком, часто носящим воспитательный характер, ребенок слышит Ваше осуждение и неприятие части его черт, а сказка в игровой форме помогает детям осваиваться в этом мире, воспитывать в себе то, что принято называть «моральными нормами».
Даже если Вы не способны читать ребенку сказки психотерапевтические, или если у Вас растет ребенок, не имеющий никаких проблем – читайте ему сказки на ночь. Воспользуйтесь этим многовековым отлаженным инструментом для общения и познания мира.