Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Знаете ли, я – бывшая геймерша. Я знаю, нас бывших не бывает и стоит только прикупить что-нибудь и запустить как, наверное, я туда пропаду-упаду, но сейчас я «бывшая геймерша».
С компьютером у меня связано много хороших воспоминаний, половина моих друзей пережинились благодаря Интернету, да и работа моя напрямую связана с компьютером.
Я не могу сказать, что компьютер это вселенское зло, но, одновременно, я не могу и сказать что компьютер это подарок небес. Компьютер – это наша реальность.
Реальности можно избегать, поменьше контактировать с ней и пребывать в иллюзиях, но в один прекрасный день Вы несомненно обнаружите свое чадо за компьютером. На проверку глаза будут красные, вид бледный, нервный статус крайне утомленный. Что делать-то?
Первое, конечно, поздравить себя: Вы наконец это заметили. Второе – признать что Ваш ребенок уже взрослый и имеет право проводить свое свободное время так, как ему хочется. А третье – давайте спросим себя, как Вы и Ваш ребенок дошли до такой жизни и что же с этим делать?
Ребенку интересен компьютер. Это значит, что ребенку больше всего интересен компьютер. Реальности внутри компьютера его интересует больше, чем игры во дворе. И детей можно понять: зачастую авторитет по уровню Силы проще заработать, чем аналогичный авторитет во дворе. Есть игры, особенно сетевые, направленные на развитие определенного куска мышления (но всего лишь куска!) и тут уже ум и смекалка (а иногда если ни то, ни другое не развито в должное мере, то просто усидчивость) делают авторитет, а и ум и смекалка не пользуются сейчас особой популярностью в школе или в том же пресловутом дворе. Так и уходят детки туда, в игровой мир.
При чем что интересно: если ребенка и правда занять интересным занятием, он действительно с куда большим интересом будет играть на улице, чем сидеть за компьютером. Моя подруга уехала с сыновьями жить на берегу моря. В Питере дети страдали от избыточной привязанности к компьютеру, на море практически о нем забыли – подходят только слить фотографии и поиграть … в дождливый день!
У другой моей подруги-педагога сыновья настолько находятся постоянно «при деле», что компьютером пользуются только в рамках работы поисковых машин. С пяти лет в их лексикон прочно вошло «погуглить» и «спроси у Яндекса». В остальное время дети заняты какими-то своими детскими делами: строят домики из подушек, лепят корабли из пластилина и ведут потайной от взрослых образ жизни с пиратами и рыцарями.
Если дети не получают родительского внимания, они уходят искать суррогат. Требуют игрушек, дрыгают ногами, бьют стекла и ведут активную компьютерную жизнь (кстати, я тому, как ребенок реальное подтверждение – когда ко мне приезжает в гости мама или папа – я немедленно выключаю компьютер).
Кроме родительского внимания ребенок очень нуждается в получении новой информации и в приобретении новых навыков. Некоторое время назад для ребенка любой народности обязательным был обряд инициации, во время которых дети «ели» все приключения из взрослой жизни по ускоренной программе. В эти приключения и играют современные дети. Дети играют в битвы, которые сейчас для большинства из нас условная реальность, дети играют в магов, которые для совсем уж подавляющего большинства из нас еще более условная реальность, наконец, дети играют в строительство и обустройство собственной жизни-города-мира.
Дорогие родители, дорогие мамы и папы! Дайте ребенку жить, дайте ребенку впечатлений, дайте ребенку возможность развиваться, дайте ребенку возможность играть, будьте с ним рядом. Цените его достижения в реальной жизни, его успехи, обращайте внимание на его друзей и круг общения. Не лезьте поспешными формулировками и торопливыми «руками» в душу к детям, выспрашивая сладким голоском «кто из девочек тебе больше нравится». Просто будьте с ним рядом, пользуяся известным принципом Марии Монтессори – «помоги мне это сделать самому». И в разном возрасте эта помощь совершенна различна: если в полтора года это снабдить разными формочками и чашками для переливания воды, то уже в пятнадцать это просто быть рядом, не осуждая, давая возможность выразить свои любые эмоции.
Говорят, компьютер что-то там развивает: скорость реакции, мышление… Да, несомненно, компьютер развивает и скорость реакции – сколько раз в секунду ты сделаешь щелчков мышью, и определенное мышление – как бы все так организовать и со стула не вставать. Да и время помогает «убивать». Научите ребенка, что время – бесценно, что его не нужно «убивать», но будьте и готовы к тому, что Вам придется научить это время использовать с пользой.
Будьте рядом. Будьте родителями. И тогда компьютер будет «жить» в доме как большая энциклопедия, почта и элемент социализации – все-таки все вокруг играют и тяжело в двенадцать лет бороться с этим.