Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Любая тривиальная прогулка может превратиться в познавательное занятие, в урок по биологии.
А для этого лишь стоит все внимательно рассматривать и сравнивать. И даже взрослые, которые, якобы «все знают и умеют» будут поражены многообразием представленной флоры.
Прогулка в лесу.
Прогулка по лесу поможет нам ознакомиться с лесными и полевыми цветами. А деревья и кустарники мы сможем увидеть такими, какие они бывают в природе. А не так, как растут в парке при прямой или шахматной посадке. Зачастую плотно сжатые соседними насаждениями.
Приобретите небольшую книгу, главное, с очень хорошими иллюстрациями цветов и трав. И вместе с малышом постарайтесь отыскать эти растения в природе. Поверьте, это занятие увлечёт и вас. Когда вы встретите знакомую с детства травку и узнаете, какое у неё необычное название: ахилея, кортадерия, мискантус китайский, лагурус яйцевидный, синеголовник, солидаго, бромус. И удивитесь, вроде бы вся трава зелёная, а при сравнении, сколько у неё оттенков!
Тут уже можно рассмотреть и биологические особенности растений. Почему эта трава растёт на солнышке, а эта в теньке. Значит, этой травке больше требуется воды, этой меньше. Можно даже самим поискать закономерности, сравнивая стебель, корневище с тем, где данное растение произрастает. Порассуждайте с малышом.
Расскажите ребёнку о сообществах. Как растения, звери, птицы поселяются вместе, как помогают друг другу.
Белка собирает семена, заготавливает их на зиму. Часть семян, хорошо спрятанная белкой, весной прорастает. Дерево даёт кров белке, белка помогает дереву размножаться. Собирая семена, белочка ещё помогает многим другим животным перезимовать, оставляя на земле сорванные семена. Этими семенами питаются полевые мыши, ежи. Их в свою очередь ловят лисы. И если нарушается одно звено в этой лесной цепи, то страдает и всё живое, участвующее в круговороте жизни. Не надо вмешиваться в равновесие лесного братства. Тоже самое относится и к водному миру, миру рек и прудов.
Прогулка по паркам и усадьбам.
В парках и усадьбах иной принцип произрастания растений. Свободы нет, все подчинено общей идеи, плану. Нет ничего случайного.
Музеи – усадьбы, парки, скверы содержаться под наблюдением ландшафтных дизайнеров и садовников. Там есть, чем полюбоваться. Растения ухожены, и можно встретить достаточно редкие экземпляры и полюбоваться необычной формировкой растений, восхититься живыми выстриженными изгородями самой разной формы, солитерными помадками (одиночные посадки) в виде различных геометрических фигур и в виде животных.
Называйте ребенку растения и присущие ему характеристики. Научите распознавать различные виды по листьям, стволу, цветам и семенам. Пусть он расширяет свой словарный запас, увеличивает свой лексикон не только по картинкам и фотографиям в книжках, но и воочию, наблюдая растения в природе.
Как грустно иногда бывает, когда ребенка спрашивают: «Какие он знает деревья?» А он кроме березы, дуба и елки ничего назвать не может. В наших парках встречается каштан, ясень, бук, вяз, ольха, липа, акация белая, лиственница, можжевельник, туя…
Посещение цветочных выставок
Замечательны выставки осенних цветов. Такое разнообразие видов одного растения, что трудно вообразить, что все они существуют в природе.
Не понятно, что больше удивляет на таких выставках: представленные экзотические растения или всем известные тривиальные цветы, но в таком широком цветовом диапазоне, что диву даешься. Сотни цветов всем известного ириса, розы, гладиолуса…
Также интересны выставки букетов и икебаны. Принцип здесь иной. Как малыми средствами достигнуть максимальной выразительности. И подчас композиция из среза ствола рябины, витиеватого стебля бамбука и цветка герберы смотрится, гораздо выигрышнее пышного свадебного букета.
При посещении подобных мероприятий нужно не только знакомить ребенка с названием растений, но и вести диалог: «Что понравилось, что удивило?», «Почему?», «Что он бы сознал сам, как скомпоновал?», «Что с чем сочетал?»
Вы учите ребенка не только запоминать растения, их с чем - то ассоциировать, но и размышлять, сравнивать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения, учите видеть и ценить красоту.