Возможность почитать вместе с ребенком книгу можно найти просто и легко, стоит только захотеть и не упустить свободные минуты досуга. И все же есть некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание, организовывая совместные чтения.
Для начала приготовимся
Идеальная обстановка для совместного чтения книги предполагает возможность внимательно следить за сюжетом повествования, улавливать смысл прочитанного и услышанного. Хорошо если сам процесс чтение проходит ненавязчиво, а предложения как бы плавно перетекают одно в другое. Возможно, некоторые абзацы вам придется перечитать вслух несколько раз, чтобы ребенок до конца понял их содержание. Так после чтения вам вместе будет проще обыграть сюжет, обсудить его, составить диалогу на тему книги. При чтении книги ребенку вслух важно не придумывать лишнего, по возможности читать то, что написано и теми же словами. Именно они и станут ориентиром для юного читателя, когда эту же книгу будет ему читать кто-то другой.
Тишина в зале!
Для начала расположитесь удобно и комфортно там, где вы планируете почитать с ребенком книгу. Если у вас собралась компания из 3-4 детей, они могут сесть вокруг. Если ребят больше, то можно сесть напротив них. Затем всем надо настроиться на чтение, успокоиться. Для того, чтобы установилась тишина, можно предложить ребятам, например, закрыть глаза и представить, что перед ними открывается волшебная страна. Можно прислушаться к звукам вокруг, шуму дождя или уличному гулу и настроиться на чтение истории или рассказа до конца Придумайте волшебные «кодовые» слова: например, «смотрим в оба и слушаем внимательно», чтобы привлечь внимание детей к рассказу в книге.
Прислушиваетесь к пожеланиям детей
Не стоит принуждать слушать историю тех, кто не расположен в данный момент к совместному чтению. Если один из детей говорит «нет», не заставляйте его сидеть и внимать вам через силу. Конечно, ему надо сразу объяснить, что не стоит мешать тем, кто хочет почитать вместе с вами книгу. Однако если вы будете внимательны, по вскоре увидите, что это ребенок, не смотря на то, что и не сидит со всеми вместе, а занимается своими делами или играет один, он внимательно прислушивается к читаемому рассказу. Вероятно, у ребенка просто не было желания примкнуть к группе слушателей. И скорее всего малыш, который делал вид, что эта книга его вовсе не интересует, спустя некоторое время сам возьмет ее в руки и будет читать.
История начинается
Не торопитесь и не читайте слишком быстро. Пусть ваши слова станут медленным и нежным потоком, который льется со страниц. Если вы хорошо знаете сюжет истории, то время от времени отрывайтесь от книги и смотрите на своих слушателей. Стоит также следить за тем, чтобы дети внимательно слушали ваше чтение. И если дети начинают отвлекаться, можно остановиться на время, дать возможность ребятам успокоиться и при этом не упустить деталей повествования. Чтение не должно вас обязывать начинать обсуждение прочитанной истории сразу после того, как она закончилась. Стоит также позволить в первую очередь именно ребятам высказаться по теме книги, это даст им возможность составить собственное мнение и продемонстрировать его.
Если дети начинают «дописывать» историю, придумывать альтернативный сюжет, не мешайте им, а просто послушайте и доверившись детской фантазии, попробуете стать соавтором новой интересной истории.
А если вас интересует, что какую книгу и какого автора можно выбрать для чтения вслух для своего ребенка, вы можете воспользоваться опытом и советами участников нашего
форума
Татьяна Акимова
Также по теме
12.02.2008
Игры с прищепками, или Как организовать домашние занятия с ребенком по методике Монтессори?
Как организовать у себя дома основные зоны развития ребенка по методу Монтессори? Примеры игр-упражнений, в частности, игры с прищепками.
02.07.2006
Тренируем моторику. Развитие мелкой моторики в повседневной жизни
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи...
11.01.2005
Методика Никитиных: Дон Кихот семейной педагогики
«Ну что, достал?». «Побегать пришлось…». Муж гордо выкладывает на стол покупки: четыре коробки деревянных кубиков с картинками-головоломками на гранях, несколько тюбиков темперы, баночку бесцветного лака… Мы начинаем загадочную для непосвященных работу: новенькие кубики складываем в тазик с водой, отмачиваем картинки. Затем тщательно просушиваем кубики, шлифуем шкуркой, красим, сверяясь со схемой в изрядно затрепанной ксерокопии. Покрываем лаком. В разгар работы в комнату заглядывает бабушка: «Чем это вы занимаетесь?»