Календарь беременности
Введя в интерактивный калькулятор дату первого дня последней менструации, Вы получите таблицу своей беременности.
Развитие первый год
Введя в интерактивный калькулятор дату рождения Вашего малыша, Вы получите таблицу усредненных показателей нормы развития младенца до года по месяцам.
Давайте дружить
Статьи
Врачи все чаще констатируют тот факт, что современные дети страдают нарушениями сна. Недосып может прослеживаться даже у младенцев. Это очень негативно сказывается на растущем организме. Поскольку часть жизни человек проводит во сне, важно оптимальным образом использовать это время для восстановления энергии, нервной системы и внутренних органов.
Измерение температуры тела — один из самых доступных способов определить, все ли в порядке с самочувствием ребенка. Если показания термометра в норме, то беспокоиться не о чем. А если цифры выходят за пределы допустимых показателей?
Одна из самых распространенных жалоб родителей — дети практически не отрываются от планшетов, телефонов и мониторов. С одной стороны, это легко объяснимо, ведь новое поколение знакомится с удобными функциями цифровой техники едва ли не с момента рождения. С другой — частое пользование гаджетами быстро перерастает в зависимость, что само по себе не здраво.

В одной семье – разные дети. Часть вторая

О причинах такой непохожести детей, растущих в одной семье, мы говорили в предыдущей статье. О возможных вариантах развития событий читайте здесь.
В одной семье – разные дети. Часть вторая

Путь первый. Кооперация

Как это не грустно, но ответственность за то, что дети уходят от первого, такого предпочтительного для всех пути почти целиком лежит на совести родителей. Практически всегда, выйдя из младенческого возраста, младший ребенок пытается вести себя как старший (помощник), но отношение родителей к этим неумелым попыткам бывает разное. Прямо скажем, оно редко бывает поощрительным. Чаще всего, у нас просто не хватает терпения. Конечно, разбитая при мытье посуда, оброненные на пол продукты и красные колготки, замоченные в одном тазике с вашей парадной блузкой, могут удручать. Мы приходим в ужас, когда двухлетний малыш берет в руки нож, чтобы помочь вам чистить картошку или подходит к плите, чтобы приготовить маме чайку. Самая распространенная реакция: «Ты еще маленький. Вот подрастешь…» Но когда он подрастет, его выбор позиции в семье будет уже сделан.

Никогда не отказывайтесь от помощи младшего, особенно если в этот момент вам помогает старший. Просто переключите его внимание на другую работу, если та, что он выбрал, может причинить ему вред. У него не должно возникнуть ощущение отказа от его помощи. Не посылайте его собрать кубики. Он пришел помочь именно вам и в ваших, взрослых делах. К сожалению, не задумываясь над последствиями своих действий, родители часто отсылают малыша. Это намного проще, чем, скажем, временно перейти на пластиковую посуду, купить безопасное приспособление для чистки овощей или растянуть приготовление салата на час, если без всякой помощи, это займет у вас 10 минут.

Но стоит вам пресечь несколько раз или не обратить внимания на попытки малыша, и он может отказаться от роли помощника. Ведь его цель - не приготовление обеда. Он хочет вызвать ваше одобрение и выглядеть как старший ребенок.

К сожалению, поощрение за попытку действовать как старший (причем не только ваше, но и самого брата), явление довольно редкое, но только такое отношение может сформировать у малыша установку аналогичную позиции старшего, только тогда дети, не конкурируя между собой, вступают в жизнь на равных и чаще всего становятся неразлучными друзьями.

Рассмотрим второй путь, путь конкуренции (чаще всего разница в возрасте от 1 до 4 лет). Подобные отношения детей, как правило, имеют прямое или косвенное поощрение родителей. «Какой ты, Саша, молодец! Собрал игрушки быстрее Юры!». «Маша – умница! У нее одни пятерки, не то, что Катя!». Такие, невинные на первый взгляд, ежедневные высказывания и обуславливают у детей конкурентные отношения друг к другу, а позже – и восприятие мира, как арены борьбы. В этом пути есть свои плюсы и минусы. Такое «спортивное» осмысление себя среди других людей ведет, с одной стороны к стремлению достичь все большего и большего, а с другой стороны, к тому, что обесценивается сам процесс творчества. Значимым становится только факт победы. Основная опасность такой позиции в том, что она может закрепиться на всю жизнь, вызывая постоянное напряжение и недовольство собой (ведь всегда есть кто-то достигший большего), а иногда и потерю вкуса к жизни. Ведь человек занимается не тем, что ему нравится, а тем, что дает намеченный эффект. Худший результат этого пути – люди бесцеремонные к окружающим и живущие под лозунгом: «Все средства хороши, для достижения цели».

Становясь на этот путь, дети могут конкурировать как в одной области, так и в разных. Даже выбирая одно поле боя, они могут прибегать к разным способам достижения цели. Например, если это учеба, то один может стать сверхактивным (таких в школе называют «выскочка»), а другой упорным, но замкнутым. Но чаще, это разные сферы деятельности. Один старается превзойти соперника в учебе, другой – в спорте, один в творчестве, другой - в физической силе. В этих случаях нужно обращать большое внимание на гармоничность развития детей. Конкурирующие дети норовят сосредоточиться только на том, что приносит им славу. Области, в которых они не могут блистать, им не интересны. Поэтому отличник, например, может вырасти хилым, а спортсмен может забросить учебу.

В чем же ключ к ситуации? Как на нее повлиять? Проще всего – не пропустить момент выбора. Дети еще очень маленькие, когда совершают его, они не задумываются над сутью происходящего, а лишь «перетягивают» внимание родителей каждый на себя. От того, на сколько вы поощрите или не поощрите конкуренцию, во многом будет зависеть их выбор.

Третий путь. Чаще всего встречается, если разница в возрасте между вашими детьми больше 4 лет. Тогда старший уже представляется младшему, как недостижимый идеал. Он даже представить себе не может, как это можно быть сильнее его, знать и уметь больше. Но ему тоже нужно место под солнцем! К третьему пути может привести одна из трех одинаково пагубных для ребенка стратегий.

Стратегия первая – нечестная борьба. Ябедничество, обман, хвастовство, клевета. Малыш пытается сравняться с братом, унизив его авторитет, вызывая тем самым ненависть старшего и недовольство родителей. Эта стратегия очень ущербна. Если вы когда-нибудь встречали совершенно необъяснимую вражду между взрослыми братьями и сестрами, то знайте, что это отголоски детских сражений.

Стратегия вторая направляет энергию ребенка не на конкуренцию со старшим, а на ломку родительских ограничений. То есть он идет одновременно к родителям и против них. Создается порочный круг, т.к. родителя чаще всего отвечают лишь ужесточением этих ограничений. Эта стратегия очень вредна. Именно она ведет к правонарушениям в подростковом возрасте.

Стратегия третья – очень пассивна. Ребенок совершенно отказывается от борьбы за себя и теряет надежду достичь ощущения собственной значимости и любви окружающих. Его позиция: «Оставьте меня в покое!». Это закрытый, не общающийся ребенок, целыми днями, кажется, ничем не занимающийся. В психологическом аспекте он находится в очень тяжелом положении и требует немедленной помощи.

Как видите, у нас уже появился с десяток портретов самых разных детей, которые могут жить в одной семье. И все образы создавались не без участия родителей. Мой вам совет – будьте внимательны к внутреннему миру своих детей, всегда пытайтесь понять, что ими движет в каждом конкретном поступке, и любите их такими, какие они есть. Не откладывайте воспитание к 5-7 годам, «когда поумнеет». Выбор, каким ему быть, ребенок делает намного раньше, и вы для него как индикатор. Огладываясь в основном на вашу реакцию, он строит свое поведение. Только постоянное ощущение любви, заботы и внимания поможет вашим детям занять приемлемые, неконкурентные позиции по отношению друг к другу и сохранить между собой и с вами близкий контакт. На самом деле эффективнее всего в воспитании не путь жестких ограничений, а поддержка и эмоциональная теплота. Именно это поможет ему правильно выбрать свой путь, и открыто, с привязанностью и нежностью смотреть вам в глаза.


Светлана Рудакова

Также по теме
Смотри глазами ребенка!
Все, что мы растим, требует знаний, внимания и заботы. Но почему вырастить ребенка труднее всего? Ответ прост. Потому, что ребенок чувствует, мыслит, выбирает.
Отрывок из Дневника Маши

Маше 1год.

27.11. Папа с утра ушел с большой сумкой на работу. Я услышала какое-то непонятное слово "командировка". Где-то я его уже слышала! Может, это новая большая игрушка для меня? И папа с большой сумкой пошел мне ее покупать? Здорово!

Категорический запрет? Судим по себе.

Когда вы собираетесь категорически что-то запретить ребенку, подумайте, а действительно ли нужно это делать, нужно ли провоцировать приступ упрямства и истерики, или на самом деле все совсем не так критично. Возможно, достаточно чуть-чуть подождать, и ребенок сам прекратит делать то, что не надо бы. Любые «нельзя», каждый родительский запрещающий выпад, должны быть хорошо обдуманы и взвешены.

 
Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|
Защита от автоматических сообщений