Календарь беременности
Введя в интерактивный калькулятор дату первого дня последней менструации, Вы получите таблицу своей беременности.
Развитие первый год
Введя в интерактивный калькулятор дату рождения Вашего малыша, Вы получите таблицу усредненных показателей нормы развития младенца до года по месяцам.
Давайте дружить
Google+

Темперамент (тип нервной системы) ребенка

Характер формируется постепенно и, в первую очередь, зависит от такого фактора как темперамент или тип нервной системы человека.
Темперамент (тип нервной системы) ребенка

Сколько существует мир, столько же существует проблема родителей и детей. Их безумно любят, балуют, воспитывают, учат уму-разуму и... не понимают. Пока они маленькие, сетуют на капризность, когда подрастают - жалуются на упрямство, когда дети становятся взрослыми, родители сетуют на их трудный характер. Создаётся впечатление, что самые близкие в мире люди - родители и их дети, разговаривают между собой на различных языках. Более того, одни и те же события, явления, поступки, слова те и другие оценивают совершенно по-разному. Словно одни из них прибыли с другой планеты и никак не поймут, что вокруг них происходит и чего от них хотят.

Планета эта называется "детство", все мы выходцы с неё, но очень быстро об этом забываем. Что же касается "трудного" характера, то формируется он постепенно и, в первую очередь, зависит от такого фактора как темперамент или тип нервной системы человека. У каждого из нас он строго индивидуален, так же как и группа крови, узор на подушечках пальцев, тембр голоса и так далее. Именно с типом нервной системы связаны особенности восприятия человеком проявлений окружающей среды и формирования своей особой реакции на такие раздражители.

Ещё со времён Гиппократа известны четыре основных типа темперамента.

  • Холерический тип - резкий, несдержанный, взрывной, что обусловлено проявлением сильной, но неуравновешенной нервной системы.
  • Сангвинистический тип - целеустремлённый, мотивированный, рассудительный, характеризующий человека с сильной и уравновешенной нервной системой.
  • Флегматический тип - спокойный, последовательный, неторопливый, принадлежит человеку со слабой, но уравновешенной нервной системой.
  • Меланхолический тип - эмоциональный, впечатлительный, скрытный, присущ человеку со слабой неуравновешенной нервной системой.

Во взрослом состоянии все эти особенности психо-эмоционального состояния "сглаживаются" жизненным опытом, воспитанием, условиями профессиональной деятельности, традициями, окружением, формой общения.

У ребёнка психика не защищена всем этим и очень чувствительна к различным факторам воздействия, которые навязывают им взрослые. Поэтому очень важно как можно раньше определить тип нервной системы своего ребёнка, чтобы в дальнейшем разговаривать с ним на одном языке. Правильное воспитание поможет лучше раскрыть творческие и энергетические возможности личности ребёнка, научит его быть "не рабом, но господином" своего темперамента.

Законы психического развития ребенка, кризисы психологического развития ребенка
Как и все на свете, психика и ее развитие, подчиняется определенным законам. Эти законы касаются и детей, и взрослых, стариков и младенцев.

Как определить темперамент ребенка?

Для выяснения этого вопроса можно обратиться к специалистам психологам, но можно определить и самостоятельно. Для этого существует достаточно простой тест. Заключается он в наблюдении за тем, как ребёнок 3-4 лет реагирует на новую незнакомую детскую книжку с рисунками. Именно на книжку, а не на игрушки, одежду, украшения, угощения и так далее. Дело в том, что новая книжка несёт в себе тайну, которая открывается не сразу, а постепенно - с каждой новой перевёрнутой страницей, прочитанной сказкой или рассказом. Образы книжки многомерны и их "послевкусие" надолго остаётся в активной памяти ребёнка.

Подарите ребёнку новую яркую книжечку и понаблюдайте за его действиями! Если он сразу же бросил свои дела, ухватил книжку и начал быстренько её листать, громко комментируя свои впечатления, а затем ещё и дорисовал карандашом в ней что-либо своё, то можете быть уверенными, что у вашего ребёнка формируется холерический темперамент. Запреты и скучные нотации и нравоучения такими детьми почти не воспринимаются, оставаясь вне их образного сознания. Им можно "тысячу раз" повторять одно и тоже без видимой пользы. В таких случаях в народе говорят: "Хоть кол на голове теши, а он за своё...". Но это не вина ребёнка, а просто особенность формирования его нервной системы. Наказаниями и страхом волю такого ребёнка можно только "сломать", а "согнуть" или "распрямить" невозможно, да и не стоит этого делать. Для таких детей в учёбе или работе необходимы элементы игры-соревнования, борьба за лидерство и победу, быстрая смена впечатлений, постоянная "перемена декораций" в тех событиях и делах, в которые они вовлечены. Таких детей нужно не переубеждать или заставлять что-то делать, а призывать к действию, воодушевляя своим примером.

Совсем иное дело, если ребёнок реагирует на новую книжку заинтересованно, но спокойно. Отложит свои текущие дела, поинтересуется у вас о чём эта книжка, и начнет её спокойно просматривать. Очень скоро такой ребёнок определит своё личное отношение к такой книжке - сделает её любимой или больше не обратит внимания. При этом рекомендации родителей не будут иметь для него решающего значения. Сильный уравновешенный сангвинистический характер такого ребёнка формирует свои личностные симпатии или антипатии, но может учитывать мотивированные рекомендации других. Для ребёнка-сангвиника важен конечный итог стремлений или намерений, а путь к их достижению он постарается избрать самостоятельно. Поэтому таким детям обязательно нужно объяснять чего вы от них хотите и почему. Им важны мотивированные советы, а не принуждение или лозунг.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка в раннем детстве (один-три года)
Если мы говорим о психическом развитии любого индивидуума, то следует понимать, что оно в принципе невозможно без развития эмоциональной и потребностной сфер.  

Если же вы заметили что, прежде чем взять новую книжку в руки, ваш ребёнок вначале завершит начатую игру ил дело, а уже потом внимательно просмотрит её до последней страницы, и только после этого начнёт о чём-то спрашивать , то, вероятнее всего, он флегматик. К любому делу относится внимательно, ответственно и последовательно. Так им детям очень важно постоянно ощущать авторитет родителей рядом, чтобы в любой момент можно было обратиться к ним за советом или помощью. Детей флегматиков необходимо убеждать в целесообразности той или иной работы, запрета или поведения. Просто объяснения для них мало, а "лозунгов" или "приказов" они не воспринимают психологически. Да, они могут подчиниться давлению, но без внутренней убеждённости ребёнка польза от такого "послушания" будет минимальной. Таким детям нужно определённое время для осознания того, что от них требуется. Если у родителей хватит терпения для подобного воспитания, то результаты будут весомыми и останутся на всю жизнь.

И ещё один из вариантов общения с книгой, когда ребёнок словно "подкрадывается" к ней, замирает, осторожно расспрашивает родителей добрые ли там герои и всё ли у них закончится хорошо. Ребёнок не торопится самостоятельно взять книгу в руки, он просит её "показать" и почитать. Во время чтения может надолго задуматься или попросит перечитать одно и то же несколько раз. Активно сочувствует любимым героям и искренне радуется их удачам, а над трудностями горько плачет. Это, без сомнения, ребёнок с меланхолическим типом нервной системы. На таких детей ни в коем случае нельзя кричать, это травмирует их психику и не даёт воспитательной пользы. Их необходимо постоянно хвалить - осторожно и в меру, если их поведение вас не очень устраивает, или искренне и восторженно, если они это заслужили. Родительская похвала для них сродни жизненной энергии, которая придаёт им силы, вдохновляет на учёбу или работу.

Изготовьте для такого ребёнка "карту поведения и успехов", в которой каждый день вы будете ставить две отметки - за примерное поведение и за выполненную работу. Эта "карта" обязательно должна быть на виду, чтобы ребёнок в любой момент мог к ней подойти и "зарядиться" положительными эмоциями. Естественно, там не может быть места для двоек, лишь четвёрки и пятёрки, очень редко тройки. Такая "карта" имеет не столько воспитательное значение, как психологическое, придавая ребёнку уверенность в своих силах и возможностях. Чем доброжелательнее и мягче общение с детьми меланхоликами, тем ярче и полнее раскроются их таланты, которыми природа щедро наделяет в первую очередь именно их.

Что такое детский темперамент и что с ним можно делать?
Учение о темпераментах помнят, наверное, все – сангвиники, холерики, Гиппократ, черная желчь и что-то там еще. Прошла уйма времени, а учение осталось примерно таким же. Четыре основных типа темперамента и практически полная капитуляция педагогики перед ними. Однако разница есть, именно в этом слове «почти».

Ассоциируем темперамент с понятными и знакомыми персонажами

Беседуя с детьми, поинтересуйтесь их любимыми персонажами сказок, героями, на которых они хотели бы быть похожими. Их выбор поможет вам сориентироваться в подсознательности детских симпатий и приоритетов. Дело в том, что народное творчество вкладывает в облик и особенности поведения сказочных героев определённые характерологические особенности, которые присущи и людям. Так, например, хитрая, умная, целеустремлённая "лисичка-сестричка" олицетворяет собой сильный уравновешенный тип нервной системы, соответствующий сангвинистическому у людей. Большой, сильный, ворчливо-доброжелательный "мишка-топтыгин" воспринимается как флегматик. Шумный, неухоженный, агрессивно-неудачливый "волчик-братик" символизирует холерический темперамент. Маленький симпатичный, беззащитный и пугливый, но проворный и предусмотрительный "зайчик- побегайчик" иллюстрирует черты меланхолика.

Своя градация характеров и у птиц. Воробей и петушок воспринимаются как холерики, ворон и сова - как флегматики, орёл - как сангвиник, а соловушка - истинный меланхолик.

Классика: Три мушкетера и их темпераменты

Если вы имеете дело со старшими детьми, которые уже успели прочитать книгу Александра Дюма "Три мушкетёра", выясните кому они отдали свои симпатии. Дело в том, что литературные образы мушкетёров из этого романа уже стали классическими в функциональной психологии.

Резкий, стремительный, геройский, но несколько ветреный д"Артаньян отражает холерический тип нервной системы. Большой, сильный, дружелюбный Портос представляет тип флегматика. Молчаливый, таинственный, предусмотрительный Атос является наглядным примером меланхолика. Сдержанный, рассудительный, целеустремлённый и решительный Арамис - безусловно сангвиник.

Таким образом, особенность устройства нервной системы каждого ребёнка, отражаясь в его поведении, поступках и симпатиях, даёт возможность родителям его лучше понять. А взаимопонимание, это один из реальных способов поселить всех наших любимых "инопланетян" в праздничной стране под названием - счастливое детство!


Владислав Пелевин

Также по теме
Детская ложь и взрослые проблемы

Все родители хотят, чтобы их дети выросли честными людьми. И все так или иначе сталкиваются с проблемой детской лжи. Почему ребенок говорит неправду? Можно ли с этим бороться? Если можно, то как? Попробуем разобраться...

Особенности развития психики близнецов
Особенности условий развития психики близнецов определяются кроме генетических, в первую очередь, следующими факторами:
Как с малышом читать книги?
Мы читаем книги детям. Но достаточно ли этого?  Стоит ли обсуждать прочитанное?
 
Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|
Защита от автоматических сообщений
 
Наш форум для родителей
Обсудить любой вопрос, связананием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Статьи
Вопросы и ответы о вирусе папилломы человека. Что такое папилломавирусная инфекция? Что делать, если у вас ее обнаружили? Консультация специалиста-дерматовенеролога.
«До рождения детей я была в центре событий, моя жизнь кипела, а теперь я сижу с ребенком дома, не работаю, каждый день одно и то же, и я ощущаю, как меня выхолащивает изнутри. Я не чувствую себя реализованной, при деле. Поэтому все чаще срываюсь на детей. Внутри растет неудовлетворенность, хотя внешне все хорошо».
Эпилепсия (МКБ 10 F06.822) - хроническое психоневрологическое заболевание, характеризующееся склонностью к повторяющимся внезапным припадкам. Припадки бывают различных типов, но в основе любого из них лежит аномальная и очень высокая электрическая активность нервных клеток головного мозга, вследствие которой возникает разряд.