Календарь беременности
Введя в интерактивный калькулятор дату первого дня последней менструации, Вы получите таблицу своей беременности.
Развитие первый год
Введя в интерактивный калькулятор дату рождения Вашего малыша, Вы получите таблицу усредненных показателей нормы развития младенца до года по месяцам.
Давайте дружить
Google+

Застенчивость

Как жить в мире, где о тебе складывается впечатление независимо от твоего желания? Причины и проявления застенчивости. Как помочь малышу.


Застенчивость

В определенный момент жизни ребенок начинает понимать, что кроме близких, которые любят его "просто так", существуют и другие люди, вовсе не обязанные его любить и защищать. Для них он просто один из многих. Чужаки разглядывают его, изучают, как-то оценивают. Сделанное открытие настолько меняет представление ребенка о мире и о себе, что ему необходимо некоторое время для того, чтобы понять, как к этому относиться. И вообще, как жить в мире, где о тебе складывается впечатление независимо от твоего желания. Именно в этот момент малыш вдруг становится застенчивым, ему хочется на время скрыться от чужих глаз и из «укрытия» присмотреться к окружающим, приспособиться к новым переживаниям.

Откуда берется застенчивость?

Впервые ребенок узнает, что в мире есть незнакомые люди, примерно в 8-9 месяцев, когда начинает отличать родные лица от чужих. До того окружающий мир представляется ему калейдоскопом лиц, голосов и запахов, среди которых есть более-менее узнаваемые, но пока не запоминающиеся. К 8 месяцам в мозгу ребенка формируются постоянные связи, и он начинает запоминать и связывать между собой все вышеперечисленное, а также формировать образы знакомых людей. Так в его жизни появляются люди, а не сумма отдельных характеристик.

Любой незнакомец - чужой для ребенка человек. Малыш его не знает, не привык к нему, не чувствует в нем необходимости. Чуждый предмет вряд ли вызовет страх. Реакция на него скорее будет больше похожа на вполне естественную настороженность по отношению к объекту, который вторгается в привычный мир. Новый человек требует пристального изучения. Если взрослый дает ребенку время рассмотреть его, приближается медленно и осторожно, то настороженность превращается в интерес - ведь все новое вызывает исследовательское любопытство.

Такое отношение к незнакомым продолжается довольно долго, начинается в возрасте года, а заканчивается, когда малышу исполняется года полтора. За этим следует совершенно новый этап в жизни маленького человечка, связанный с тем, что он осознает свою отдельность. Это происходит примерно в два-три года одновременно с открытием собственной активности. До этого возраста малыш не очень понимал, что произошло само по себе, а что случилось при его участии. Тот факт, что банка упала и разбилась, не оставляет его равнодушным, но он никак не связывает ее падение с движениями, которые совершил непосредственно перед происшедшим. Но приходит время, и малыш осознает авторство своих действий и вместе с тем понимает, что он - самостоятельное, отдельное от окружающей среды существо, которое способно чего-то хотеть, что-то решать и менять в этом мире.

Что означает это открытие? Очень многое. До него малыш внимательно, почти неотрывно изучал незнакомых людей, не понимая (ему, впрочем, это было безразлично),что в тот же самый момент другой человек так же разглядывает его самого. Вместе с осознанием своей отдельности приходит понимание того, что вокруг существует целый мир таких же «отдельных» людей. Пока неизвестно, что это открытие может дать, ясно одно - перед малышом открылась дверь в совершенно новый мир.

Вот она!

Именно в этот переломный момент ребенок становится застенчивым. Приглядевшись, вы увидите, что эта реакция совсем не похожа на испуг. Малютка отводит глаза, опускает голову, прячет лицо, не хочет разговаривать - стесняется. Это состояние естественно и говорит о том, что малыш начал ощущать разницу между собой и другим человеком. Ребенок немного озадачен, растерян и смущен, чувствуя себя новичком, которого разглядывают и оценивают, и не очень понимает, как себя вести. Но вот выход найден: он прячется за стену, дверь, мамину спину и оттуда изучает обстановку.

Постепенно малыш становится субъектом отношений. Что это значит? Ребенок перестает быть зависимым существом, теперь он - активный партнер, который способен сам строить отношения с людьми. Растерянность и озадаченность, связанные с осознанием факта существования других людей, проходят. Для малыша это больше не является новостью. Чувства, пришедшие на смену смущению, помогают ему ориентироваться и формировать свое отношение к любому, кто появляется в его жизни, и взрослому, и маленькому. Ребенок начинает понимать, чего и от кого он хочет, чего хотят от него и что могут дать друг другу люди.

В это время становится видно, насколько малыши отличаются друг от друга. Одних процесс общения увлекает, они быстро находят общий язык с самыми разными людьми, легко знакомятся и охотно рассказывают о себе. Они уверены в себе, в своей нужности, им нравится быть среди людей, они интуитивно находят способы влияния на сверстников. Но и у таких активных и общительных ребят застенчивость может появляться в ситуациях, связанных с вниманием к ним других людей. Например, во время выступления перед публикой или при знакомстве с детьми в детском саду. Однако это стеснение быстро сменяется уверенностью.

Но есть и другие малыши, для которых шумное общество не всегда лучшая компания. Они не стремятся к новым знакомствам, тщательно приглядываются и изучают каждого нового человека. Такие дети - не авантюристы, поэтому встреча с неизвестным вызывает у них разумную осторожность. В отношениях с людьми для них важнее надежность, понимание и постоянство, чем новизна и обилие контактов. Малыши гораздо чаще будут казаться застенчивыми и смущенными, хотя на самом деле это может быть лишь вежливым нежеланием общаться.

Если застенчивость мешает?

Вы замечаете, что при встрече с знакомыми ребенок чувствует себя скованно, все время пытается угадать, чего от него ждут, и ведет себя в строгом соответствии с этими ожиданиями. Малыш ограничивает себя во всем, не отваживается что-либо делать, не отходит от знакомого человека, потому что не чувствует себя в безопасности. Тревога и страх могут быть так сильны, что буквально парализуют малыша, и он мечтает лишь об одном: провалиться сквозь землю. Похоже, контакты с людьми стали для него синонимом опасности, и он тщательно старается их избегать. И здесь уместно говорить уже не столько о застенчивости, сколько о неуверенности при общении.

Откуда берется эта неуверенность? Возможно, в жизни малыша произошло событие, помешавшее развитию его социальной компетенции. Причиной может стать разрыв привычных связей, вызванный переездом, разводом родителей, рождением братика или сестрички. А может быть, привычная ситуация в жизни семьи вызвала у малыша ощущение, что окружающий мир враждебен и неинтересен. Может быть, вы сами воспринимаете встречи с другими, новыми людьми как визит к стоматологу (деваться некуда, но лучше бы избежать). На такое отношение ребенка к окружающему миру могут повлиять также ваши запреты на проявление или переживание чувств, особенно отрицательных: злости, огорчения, жадности, зависти. Сильная ориентация на других людей, преувеличенная забота о том, как малыш будет выглядеть в их глазах и что о нем подумают, тоже может оказать медвежьи услугу: вы научите малыша быть приятным для окружающих и не обращать внимание на собственные чувства.

Как помочь ребенку oбрести уверенность при общении с другими людьми Нужно больше внимания уделять его чувствам и желаниям. Если маленький человек убедится, что близкие считаются с его переживаниями, то, и контактируя с посторонними, он будет уверен, что значит что-то как личность.

Кроме того, детям полезно знать, что их родители и близкие не инструменты для выполнения их потребностей, а такие же люди со своими желаниями и чувствами.

Можно попытаться «обезоружить» пугающие ситуации. Постарайтесь выведать, что вызывает особенный страх. Неизвестность? Пофантазируй вместе с малышом о том, что будет происходить, предложите cвои варианты и поощряйте идеи малыша. Совершенно реальные предположения перемешайте с комичными, нелепыми, с сказочными. Ориентируясь на малыша, допустите несколько страшных сюжетов: пережив страх "понарошку", он легче сможет побороть настоящий испуг.

Если ребенка пугает, что его могут невыгодно оценить или отвергнуть, попробуйте поиграть с ним в такую игру: сам малыш бyдет тем, кто отвергает, оценивает, насмешничает, а вы тем, кто с этим справляет Кстати, если вы сами подвержены подобным страхам, то игра поможет и вам взглянуть на неприятные детские переживания глазами взрослого человека.


Мария Андреева, психолог-психотерапевт. "Счастливые родители"

изготовление покрытий из резиновой крошки

Также по теме
Почему меня не принимают?

Как часто на детской площадке, или в парке, или во дворе можно увидеть такую картину: группа оживленно играющих детей — кто-то руководит игрой, указывая, что кому делать; кто- то сам вносит в сюжет игры новый поворот; кто-то ждет распоряжений «игрового лидера» — организатора и покорно их выполняет; кто-то просто подает нужную игрушку и с готовностью бросается отыскивать недостающий кубик (кастрюльку, пистолет)... А один ребенок стоит невдалеке, так, чтобы было видно и слышно играющих, но в то же время чтобы не привлекать их внимания. Он и не привлекает.

Как найти с ребенком общий язык

Иногда мы слышим от детей такие словечки, значение которых мы до конца не понимаем. Они говорят на каком-то своем детском сленге, на непонятном нам языке. Но самое интересное то, что дети иногда не понимают нас, родителей, потому что часто мы не можем выразить понятно свои мысли. Или даже чувства. Например, любовь.

Когда не хватает слов
У семилетнего Сережи все хорошее характеризуется одним словом – «Круто!»: будь то подаренная новая машинка или открытый напротив дома бассейн. Что за странная любовь к жаргонным словечкам?  Ведь именно с этого начинается деградация языка, потеря его.
 
Текст сообщения*
:D :idea: :?: :!: ;) :evil: :cry: :oops: :{} 8) :o :( :) :|
Защита от автоматических сообщений
 
Наш форум для родителей
Обсудить любой вопрос, связананием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!
Статьи
Они выглядят как обычные дети. Некоторые даже неплохо говорят, но это редкость. Если с
ними рано начать заниматься, они могут закончить школу и даже получить
профессиональное образование.
Приближающиеся новогодние каникулы заставляют задуматься о поездке. Почти две недели в тепле, на море, или наоборот – в заснеженных лыжных курортах, - отличный вариант отпраздновать наступление нового года и, наконец, расслабиться.
Детям нужно носить вещи, сшитые из натуральных тканей. Так считали наши бабушки и
мамы. Этого мнения придерживается и большинство дерматологов. Но современным
родителям сделать выбор в пользу только натуральных материалов сложно.