Реклама на сайте
@ Связаться с редактором
Как правило, развитие речи у ребенка – один из самых волнующих вопросов для родителей. Считается, что развитие речи служит показателем и умственного развития ребенка.
Это не всегда верно. И имеет, скорее, обратную тенденцию: при задержке речи у ребенка замедляются навыки общения и обучения. На запаздывание речи могут влиять различные факторы: от перенесенных инфекций до слабого мышечного тонуса лица и плохого слуха.
Поскольку, чем раньше выявляются эти проблемы, тем успешнее с ними можно справиться, врачи рекомендуют обращать внимание на следующие настораживающие признаки:
Если у ребенка наблюдаются эти признаки, то это повод обратиться к врачу.
Но что, если, например, к двум годам ребенок может произносить лишь несколько слов, но в то же время вам кажется, что он вас хорошо понимает, выполняет ваши просьбы или слушает, как вы читаете ему книжку? Стоит ли беспокоиться в этом случае? Чтобы это понять, необходимо принимать в расчет два аспекта речевого развития. Ребенок пользуется как «активной», так и «пассивной» лексикой. К «пассивной» лексике относятся те слова, которые ребенок понимает. Если «пассивная» лексика у двухгодовалого ребенка развита, он хорошо понимает обращенную к нему речь и может выполнять простые просьбы.
К «активной» лексике относятся слова, которые ребенок может произносить и которыми он пользуется для общения. От 2 до 3 лет «активная» лексика должна возрасти до примерно 300 слов. Каждый месяц в словаре ребенка должно появляться несколько новых слов. Кроме того, ребенок должен уметь строить простые фразы из двух слов, например «Дай сок!» Но термин «слова» в данном случае вовсе не означает полноценных внятных слов, а скорее принадлежность одного и того же звука одному и тому же объекту, например звуки «Ба» должны всегда означать «бабушка». Кстати, первыми словами ребенка обычно становятся не просто те, которые они слышат чаще всего, а наиболее часто слышимые односложные слова или фразы из одного слова: «Нет!», «Пока!», «Дай!»
Если вам кажется, что развитие «активной» лексики ребенка запаздывает, понаблюдайте, насколько хорошо он пользуется жестами. Например, ребенок может не смочь сказать «Мама, я хочу есть. Дай мне банан.». Но он может взять вас за руку, отвести на кухню и показать пальцем на банан. Если ваш ребенок может использовать для общения с вами комплекс жестов, значит его развитие совершенно нормально, и его «активная» лексика скоро придет в норму. А пока вам следует обязательно придавать звукам ребенка значение слов. То есть, если ребенок показывает на мяч и говорит «Мя», вам нужно ответить «Да, это мячик.»
Если же у ребенка плохо развита и «активная» и «пассивная» лексика, то следует обратиться к врачу. Примите также в расчет то, что речевое развитие мальчика может слегка запаздывать по сравнению с речевым развитием девочек. Считается, что мальчики начинают говорить позже девочек. Правда, у мальчиков с запаздыванием речевого развития и в два раза чаще диагностируются проблемы со слухом или с распознаванием речи.